Омск этой зимой утопает в снегу: разбираемся в причинах
Горожане в гневе: так плохо снег в городе не убирали давно. Но власти продолжают делать вид, что все под контролем.
Начало нового, 2024 года ознаменовалось обильными снегопадами и, как следствие, валом жалоб омичей на плохую очистку улиц, дворов и тротуаров от снега. Еще на длинных новогодних каникулах соцсети заполонили гневные посты об огромных колеях, в которых буксовали машины, покрывшихся льдом тротуарах и суженных в два раза из-за сугробов городских дорогах. Омичи буквально умоляли почистить улицы и жаловались на отсутствие дорожников. В мэрии, словно мантру, повторяли одно и то же – на расчистку города брошены все силы, и рабочие делают все, что могут. Тем не менее 11 января прокурор города Павел Попов внес представление мэру Сергею Шелесту, в котором потребовал привести омские улицы в порядок.
«Омск-информ» уже подробно разбирался в том, как нужно очищать дороги и тротуары от снега. Эксперты называли разные варианты решения проблемы – от полного перекрытия улиц во время снегопадов до отъезда из города всех недовольных уборкой снега. А теперь мы решили выяснить, почему все-таки этой зимой в Омске так плохо убирают сугробы? В чем дело: в необычной зиме или плохой организации работы? Ведь в тех же соцсетях омичи уже припоминают времена мэра Вячеслава Двораковского и отмечают, что при нем рабочие УДХБ боролись с сугробами даже лучше, чем сейчас.
По Омску лучше ездить на уазиках
Омские автолюбители завалили соцсети своими гневными жалобами. Их понять можно. Ледяные колеи на дорогах уже набили оскомину. Также омичи жалуются на то, что из-за невывезенного снега ширина проезжей части дорог значительно сузилась. К примеру, на улице Конева вместо трех полос осталось полторы. То же самое на улице Маяковского, где из четырех полос осталось две. На многих дорогах образовались такие снежно-ледяные колеи, что машины «садятся на брюхо».
– Прошлым летом я сменил машину – вместо кроссовера «Субару-Форестер» взял почти новую «хонду» и теперь… пожалел об этом. В отличие от «субару», у «хонды» небольшой клиренс. Ездить на ней сейчас по городу просто невозможно. За последние три дня я четыре раза «садился на брюхо». Буксовал раз пять наверное, а потом плюнул и поставил машину. И зачем я ее покупал? У нее еще и габариты большие, разъехаться невозможно – улицы все сейчас очень узкие. В целом в городе такое состояние улиц, что лучше всего на уазиках ездить, – рассказал житель микрорайона Прибрежного Алексей.
Подобных жалоб предостаточно. Думается, что каждый автомобилист, который ездит по омским дорогам, может сказать пару отнюдь не ласковых слов в адрес дорожных служб.
В Управлении дорожного хозяйства и благоустройства признали, что сужение проезжей части дорог зимой в Омске – обычное дело.
– Дорожные службы работают в постоянном контакте с ГИБДД, представители которой также следят за дорожной ситуацией и контролируют состояние дорог. Сужение проезжей части в зимний период на некоторых дорогах избежать невозможно, однако все замечания контрольно-надзорных органов отрабатываются, – подчеркнули в ведомстве.
А вот с мнением жителей города о том, что дороги этой зимой от снега чистятся плохо, в Управлении дорожного хозяйства и благоустройства не согласны. Традиционно основными причинами снежного коллапса в городе называют жесточайший дефицит кадров и финансирования. Так, город даже после сильнейших снегопадов чистят всего 280–300 человек на 250 единицах техники. Очевидно, что этого крайне мало – нужно в разы больше людей и техники! В этом году на головы дорожников свалилась новая беда – плохие погодные условия, связанные со скачками температур.
– В этом году в зимний период наблюдаются большие перепады температур, сопровождающиеся обильными осадками в виде дождя и снега. После снегопадов в теплый период и последующего резкого понижения температуры на дорогах неизбежно образуется наледь, колея и накаты. Работы по уборке с дорог и проездов ведутся в ежедневном режиме, без выходных дней, – сообщили РИА «Омск-информ» в Управлении дорожного хозяйства и благоустройства.
Способов избавления от колейности много
Бывший первый вице-мэр Омска Владимир Потапов, отвечавший когда-то за всю сферу ЖКХ, оценивает работу городских дорожников этой зимой на «удовлетворительно». Экс-чиновник также признал, что они ограничены двумя важными ресурсами – кадрами и деньгами. Когда не хватает ни первого, ни второго, то сложно качественно выполнять работу.
– Конечно, в этом году сложно с погодой, какие перепады температур! Но, безусловно, убирать снег надо, люди, техника нужны и, главное, деньги, – говорит Потапов. – Надо просто хорошо делать работу. Способов избавления от колейности, наката много. Специалисты должны их знать. Сегодня ехал на работу, вижу, что центральные улицы более-менее почищены, а примыкающие к ним – нет. Просто не успевают их чистить. Чтобы было все хорошо, работать надо лучше. Вот и весь рецепт.
«Снег в Омске чистят неплохо»
Несколько иную оценку работе коммунальщиков дает депутат горсовета, член комитета по ЖКХ Алексей Провозин. Парламентарий говорит, что дорожники неплохо справляются со своей работой – город проезжий, дороги почищены.
– Я высоко оцениваю работу Управления дорожного хозяйства и благоустройства. Они справляются со своей работой. То, что им не хватает техники, это известно всем. Поэтому надо активнее «перевооружать» их парк, – рассуждает депутат. – И вообще, когда омич видит, что снег не почищен, он сразу думает, что это УДХБ сработало плохо. Но далеко не всегда виноваты в этом сотрудники УДХБ. Позвольте, у нас ведь должны чистить снег и хозяйствующие субъекты, и предприниматели, и предприятия, управляющие компании. Где они? Почему же их никто не ругает?
Алексей Провозин уверен, что не нужно «свешивать всех собак» на УДХБ, а необходимо в первую очередь трезво оценивать ситуацию с очисткой дорог в Омске и не требовать невозможного от коммунальщиков.
Почти полсотни ДТП из-за плохо почищенных дорог
Но ведь из-за плохо почищенных дорог в Омске происходят ДТП – машины «выбрасывает» из ледяной колеи, нечищеная проезжая часть приводит к увеличению длины тормозного пути.
Однако в пресс-службе региональной ГИБДД опровергли утверждение, что сами по себе нечищеные дороги могут быть причинами ДТП. Но при каждом ДТП сотрудники фиксируют состояние проезжей части. И если на ней есть накат, лед, колея, то все это считается причинами, сопутствующими совершению аварии.
– В любом случае причинами ДТП неудовлетворительное состояние проезжей части не является. Причина всех ДТП – это несоблюдение правил дорожного движения. Но во всех ДТП фиксируются сопутствующие условия, в том числе наличие на проезжей части снежно-ледяных отложений, – отметила руководитель отдела пропаганды УГИБДД по Омской области Наталья Бобылева.
С 1 по 9 января этого года в городе произошло около 300 ДТП, из них в 43 сопутствующими условиями как раз стали недостатки зимнего содержания дорог. В этих ДТП 1 человек погиб и 34 получили травмы различной степени тяжести. И после праздников в городе происходили ДТП, в которых выявлены недостатки в содержании дорог. Так, на узких, заметенных проездах автомобили буквально «притирались» друг к другу и банально не могли разъехаться.
Не газовать и не тормозить
Как все-таки омичам правильно и безопасно ездить по нечищеным дорогам с ледяными колеями? Ведь от них до весны никуда не деться. А у большинства омичей нет других вариантов, кроме как передвижения на личном авто.
– Нужно плыть по течению, если позволяет дорожный просвет, то ехать по колее, а руль держать, как птицу. Не давать машине при попадании на уступ или кочку «выпрыгнуть» из колеи. Газ нужно держать ровно, не газовать и не тормозить, – говорит о правильной тактике вождения в сложных зимних условиях известный в прошлом автогонщик и автомобильный эксперт Василий Залознов.
Автоэксперт рассказал, что если нужно выбраться из ледяной колеи на дороге, то необходимо выполнить ряд действий.
– Если нужно выехать из ледяной колеи вправо, то нужно сначала немного повернуть руль вправо и тут же быстро вывернуть руль влево – как бы оттолкнуться от правой колеи. А затем снова повернуть руль вправо, то есть качнуть машину в этой ложбинке и выехать из колеи. Делать это нужно со скоростью не более 5–10 км/ч, – отметил Залознов.
Весной ям на дорогах может стать больше
Неубранный снег может стать причиной еще одной проблемы, с которой горожане столкнутся весной. Это ямы и колдобины на дорогах. Весной снег начнет активно таять, вода будет попадать в небольшие трещины, замерзать и разрывать асфальт. Поэтому состояние дорожного полотна в том числе зависит и от того, как зимой из города вывозили снег.
Кроме того, негативное влияние на состояние дорог оказывают температурные качели, наблюдающиеся этой зимой. Для дорожного покрытия лучше стабильные –40, чем то +2, то –30. Об этом говорит доцент кафедры «строительство и эксплуатация дорог» СибАДИ Александр Лыткин.
– Зима, конечно, необычная. Погода оказывает отрицательное влияние на состояние дорожного покрытия – попеременное замерзание-оттаивание негативно сказывается на состоянии асфальта. Это намного хуже, чем если бы просто стояла сильно холодная погода. Весной может оказаться так, что ям и выбоин станет на дорогах больше, – говорит эксперт.
Приходится наступать в сугробы
Омичи массово жалуются на плохую уборку не только городских дорог, но и тротуаров. То есть с объемом работ не справляются не только рабочие Управления дорожного хозяйства и благоустройства, но и управляющие компании. Жалобы на плохую уборку снега во дворах сыплются как из рога изобилия – омичи жалуются на огромные сугробы и колеи в Изумрудном Береге, Серебряном Береге, Прибрежном, Облепиховом. Список можно продолжать еще долго.
– Невозможно просто пройти по городу – тротуары не чищены вообще. Два человека разойтись не могут. Сегодня утром шла по тротуару за «Звездным», навстречу мужчина. Он не пропустил меня, пришлось в сугроб наступить. Нога по колено провалилась. А если бы я с коляской шла? Слава Богу, что у меня нет детей! По городу сейчас лучше на лыжах передвигаться, – говорит омичка Анастасия, проживающая на улице 22 Апреля.
Жалуются омичи и на нечищеные проезды. Так, жительница Прибрежного Ирина уже второй день вынуждена ездить на такси из-за того, что ее машина не может выехать со двора.
– Двор никто не чистит. Машины замело. Саму машину мне помог мой мужчина откопать, но выехать на ней я не смогла. Пришлось два дня ездить на такси, потратила уже более 2 тысяч. А что делать? На общественном транспорте я ни при каких обстоятельствах ездить не буду. И как воздействовать на тех, кто выезд должен чистить? Я даже не знаю, в чьи обязанности это входит? – говорит омичка.
Зато знают, кто должен почистить проезд жители улицы Попова в Луьяновке. По их словам, за очистку междворового проезда там отвечает город, но техники второй год люди не видят.
– Улица Попова, д. 1. Широкий, двухполосный проезд относится к городу. Дом расположен крайним в микрорайоне. Постоянно образуется глубокая снежная колея, и не только легковой автомобиль проехать не может, а еще кареты скорой помощи. Когда начинает все таять, нас подтапливает, – говорит жительница Лукьяновки Наталья Рекайкина.
Молодежь не будет жить здесь счастливо
Одной из тех, кто через соцсети пожаловался на плохую уборку снега в городе, стала политолог Инна Ветренко. Омичка несколько лет назад переехала в Петербург, но на Новый год вернулась в Омск, чтобы навестить родных, и ужаснулась тому, насколько плохо родной город чистят от снега.
– Какие ужасные дороги в Омске! Каждый день гуляю с коляской в Нефтяниках, это просто трэш! Тротуары не чищены, их просто нет, с коляской не проедешь, подходов к пешеходным переходам на дорогах нет, или они очень скользкие, что можно свалиться и выкатиться на проезжую часть, – написала Ветренко.
По словам политолога, снег в Омске убирают не просто плохо, а очень плохо – ее дочь просто боится зимой ездить по городу – машина «садится на брюхо».
– К сожалению, ситуация с уборкой снега в Омске хуже, чем в Петербурге. В Питере научены горьким опытом 2019 года, когда город был завален снегом и появился мем «лопата Беглова» (Александр Беглов – губернатор Санкт-Петербурга. – Прим. РИА «Омск-информ»). Это стало своеобразной встряской. В Омске же ситуация не только с очисткой дорог, но и тротуаров, дворов намного хуже. За все выходные дни ни тротуары не чистили, ни подходы к переходам. Кругом колдобины, – рассказала РИА «Омск-информ» Инна Ветренко.
Политолог отмечает, что обычно в России особое внимание на решение коммунальных и бытовых проблем власти обращают именно в выборные годы. Но в Омске в этом году выборов нет, поэтому рассчитывать на то, что власти будут тщательно заниматься городскими проблемами, не стоит. Ветренко уверена, что плохая уборка снега в городе в том числе негативно влияет на миграционные процессы в регионе.
– Уборка снега влияет на рейтинги власти, но сиюминутно. Выборы у нас осенью, а уборка снега – это зимняя проблема. Уже весной о ней все забывают. Больше это влияет на имидж региона, – рассуждает Инна Ветренко. – Насколько мы помним, Омск участвовал в голосовании за звание «молодежной столицы». Омск на ВДНХ в рамках этого голосования преподносился как город, где будет счастливо жить молодежь. Но извините, как здесь будет счастливо жить молодежь, если даже в плане деторождения сложно – с коляской пройти невозможно. И разве у нас остановится отток молодежи? Конечно нет! Молодые омичи теперь едут не в Москву, а в Тюмень, Новосибирск, Томск, где качество городской среды реально лучше.
Омичи могут судиться
Если все-таки произошло ДТП, где отмечено неудовлетворительное состояние проезжей части или пешеход упал на скользком тротуаре, то омичам советуют судиться. Конечно, судебные тяжбы – процесс небыстрый и может затянуться на год-полтора. Но если вина коммунальщиков все-таки есть, то у них можно отсудить довольно внушительные суммы – до 300–400 тыс. рублей. И такие прецеденты в Омске нередки.
– Прошлой зимой были случаи, когда горожане обращались в суд с жалобами на плохую уборку снега. В этом году такого пока не было, – говорит руководитель Общества защиты прав потребителей «Щит» Евгений Рабинович.
По поводу плохой уборки снега в городе эксперт советует омичам в первую очередь обращаться в департамент контроля мэрии Омска. Это будет самым эффективным механизмом – сотрудники департамента обязаны отреагировать на все жалобы.
«Один дворник умер, второй уволился»
В самом департаменте контроля говорят, что без дела не сидят и в первый же рабочий день нового года активно включились в работу.
– В городе продолжаются ежедневные рейды по контролю за соблюдением хозяйствующими субъектами правил по зимнему содержанию своих территорий. Предприниматели и управляющие компании получили от департамента контроля более 900 рекомендаций о необходимости соблюдения правил благоустройства, порядка 650 из них было исполнено. Специалисты департамента продолжают проверки содержания территорий возле торговых центров, магазинов, салонов красоты, нестационарных торговых объектов и дворов домов, следить за состоянием которых должны управляющие компании, – уточнили в департаменте контроля.
А что говорят в УК? Представители управляющих компаний тоже утверждают, что работают на пределе сил и возможностей.
– Дворников не хватает катастрофически. В целом с кадрами ситуация очень плохая, это если очень мягко выражаться. Один дворник в прошлом году у нас умер, второй уволился. Найти новые кадры очень сложно. Никто не хочет вставать в 6 утра и чистить снег, – говорит директор одной из омских УК. – Территории дворов наших домов хотели почистить вчера, но из-за большой нагрузки сломался трактор. Отремонтировать его получится только к понедельнику. А жильцы звонят, жалуются. Им тоже надо понять, что мы на той же земле живем, а не из космоса прилетели. У нас те же проблемы, что и у всех.
Директор УК попросил не упоминать название управляющей компании, дабы потом у нее не было проблем с Госжилинспекцией.
– Прочитают ваш текст и начнут нас «кошмарить». Они это любят, – отметил представитель УК.
Надежда на гусеничную технику
А пока дорожники жалуются на нехватку денег, техники и кадров, а представители управляющих компаний – на то, что умирают и увольняются дворники, омичи по-прежнему застревают «брюхом» на дорогах и ногами на тротуарах. Людям по большому счету все равно, кто должен убирать снег, они видят, что работа делается не всегда хорошо.
Очевидно, что плохо справляется со своей работой департамент контроля. Потому что управляющие компании и хозяйствующие субъекты видят свою безнаказанность и просто плюют на установленные правила уборки снега, о чем уже много раз говорилось.
Конечно, можно ссылаться на аномальные погодные условия и обильные осадки, но сама организация уборки снега не всегда кажется правильной. Возможно, тактика уборки «от окраин к центру» не всегда себя оправдывает, но сложно придумать что-то более эффективное с учетом тех ресурсов, что имеются.
Радует то, что подходы к уборке снега в ближайшее время могут измениться – в городе к очистке дорог хотят привлечь гусеничную технику, которая должна сбить накат. Такие методы в Омске не использовали давно, но они могут стать эффективными.
Впереди еще половина зимы и март, который часто бывает снежным. У коммунальщиков работы будет еще много. И у них есть шанс показать омичам, что работы выполняются оперативно и качественно. Ну а городским властям и депутатам надо думать, где изыскать средства на новую технику и достойные зарплаты рабочим.