Кормить, отгонять, защищать: косуль в Омске спасают всеми способами
Как оказалось, главный враг для косуль в Омске – не люди, а собаки. При этом подкормка животных может не дать должного эффекта.
В самом конце прошлого года в Омске был введен режим повышенной готовности из-за… нашествия косуль. Тысячи особей устремились на Левобережье города. Косули выбегали на дороги и, словно бешеные, врезались в машины, застревали в многочисленных заборах. Трупы парнокопытных валялись буквально у главного парка Кировского округа – 300-летия Омска. Омичи в соцсетях жаловались на бездействие властей и решили сами взять ситуацию в свои руки – подкормить животных и тем самым изменить пути их миграции.
Мы поговорили с омичкой Татьяной Пальшиной – именно она на народные деньги организовала подкормку косуль – о том, как ей удалось провести столь масштабную акцию по спасению животных. А у первого замглавы Минприроды Сергея Палагуты поинтересовались оценкой властей действий волонтеров и выяснили главные причины, по которым косули мигрируют и гибнут в городе.
Никто не знает, как вести себя с косулями
Омичка Татьяна Пальшина собрала порядка 50 тыс. рублей на приобретение корма для косуль, которые устроили миграцию как раз из-за дефицита питания. Волонтер подробно рассказала о проведенной ею акции.
– Чем, на ваш взгляд, вызвана столь массовая миграция косуль?
– Всему виной погода. В ноябре-декабре были экстремальные перепады температур, когда то шел снег, то дождь, то был плюс, то минус 30. В итоге снежный покров у нас представляет слоеный пирог – снег чередуется с ледяными корками. Наст выдерживает вес взрослого человека – мы в этом убедились, когда раскладывали корм. А косули, как известно, тебенюют – то есть добывают корм из-под снега. А как добывать корм, если снег почти как асфальт? Косули просто не могут расковырять этот снег одним копытцем. Начался голод, который заставил косуль искать пропитание в других местах.
– И так косули дошли до Омска…
– Косули пришли в город и… растерялись. Эти животные совершенно не понимают, как вести себя в городе. Из-за этого они и попадают под машины, застревают в заборах. Бродячие собаки потом откусывают им головы, и эти трупики трепыхаются на ветру. Страшное зрелище!
Много косуль травмировалось в новогоднюю ночь, когда пускали салюты. Животные были смертельно напуганы. И, к сожалению, никто не знает, как вести себя с косулями. Толком даже ветеринары не знают, как их лечить – и все потому, что такого нашествия не было никогда. На некоторых животных даже анестезия не действует – так много у них в крови адреналина.
Нужно правильно раскладывать сено
– Как вам пришла идея подкармливать косуль, которые массово пришли в Омск?
– С детского сада я хотела стать ветеринаром, чем выводила из себя всю свою родню. В прошлом я занималась организацией волонтерской деятельности в одном из детских благотворительных центров. Потом работала канис-терапевтом, а сейчас работаю логопедом. Но волонтерское прошлое и потребность помогать другим – это никуда не делось. У меня есть три триггера, которые мне точно не безразличны – это дети-инвалиды, помощь животным и городские деревья. Именно поэтому я решила организовать помощь косулям.
Ситуация с косулями началась еще до Нового года. Тогда я начала писать жителям Омска посты с просьбой объединиться, помочь животным. Уже тогда понимала, что нужно много людей, нужна масштабная акция помощи парнокопытным, которые массово гибнут в городе. Но я и не догадывалась, что все это смогу организовать. Максимум – помогу деньгами, тем более у меня семья, двое детей, много забот и хлопот… Но наступило 30 декабря, и стало понятно, что никто ничего не предпринимает, в том числе и Минприроды. Тогда я поняла, что нужно действовать. Провела консультации с хорошими ветеринарами, которые рассказали, как можно помочь животным. Плюс написала пост о том, что собираю средства на обустройство кормового пути вокруг города.
– Расскажите подробнее про кормовой путь – что это такое и зачем он нужен?
– Про кормовой путь нам стало известно от друга мужа. По его словам, при помощи кормового пути можно отвести мигрирующих косуль от города – чтобы они приходили не к аэропорту, «Птичьей гавани» и парку 300-летия, а обошли город, перешли на другой берег Иртыша и отправились дальше на восток. Для этого нужно на протяжении нескольких километров сделать раскладки из сена и зерна – по этому пути пойдут животные, и они обойдут город. Друг мужа при помощи карты наметил маршрут кормового пути – с юга на север по границам Омского и Марьяновского районов.
– Как непосредственно удалось организовать акцию помощи мигрирующим косулям?
– Мы организовали чат в WhatsApp, в него вошли около трех десятков человек, готовых помочь как финансово, так и на деле – разложить корм в лесу. И уже 4 января мы проехали по намеченному на карте пути, посмотрели, где сделать раскладки корма. Параллельно я искала на Avito сено, друзья искали зерно. К тому времени мы уже собрали нужную сумму денег. Сено нашли быстро, продавец молодец – привез сено нам прямо в лес. Это было на следующий день – 5 января. Восемь человек выехали с нами в лес и растащили 50 тюков сена весом 15–20 килограммов по полям. Потом другие ребята помогли нам разложить там же зерносмесь. Если бы не их помощь, то у меня бы ничего не получилось.
К сожалению, полностью разложить корм по всему намеченному пути не удалось – километр до села Мельничного мы не дошли – просто выбились из сил, закончился корм. В идеале мы хотели вывести косуль в Камышловский лог, чтобы они по нему потом вышли к Иртышу. Хочется сказать огромные слова благодарности всем, кто прислал деньги, кто помог. Даже если бы я собрала деньги, я бы не смогла в одиночку разложить корм.
– С какими еще трудностями пришлось столкнуться вам и вашим друзьям-волонтерам?
– Мы столкнулись с массой «диванных» экспертов, которые говорили, что косули сено вообще не едят, что это все бесполезно. Оказалось, что они уже пробовали подкармливать косуль в городе, но положили сено в мешке. Мешок пугал животных, и они обходили его стороной. Поэтому нужно правильно делать раскладки – сено должно лежать в виде дорожек. Косули – это не коровы, они не будут стоять на одном месте и есть корм. Косули постоянно двигаются, поэтому мы решили делать кормовой путь – раскладывать сено по маршруту.
Еще такие «эксперты» нам говорят, что в миграции косуль нет ничего необычного – что такое бывает чуть ли не каждый год. Я внимательно все изучила и могу сказать, что это экстраординарная ситуация – никто никогда с этим не сталкивался. И это никакие не пришлые косули из Казахстана. Это наши, омские косули, которые вынуждены мигрировать в поисках корма.
Разноцветные тряпки – как листья деревьев
– Помимо раскладки корма вы еще развешивали тряпки на заборе «Птичьей гавани». Зачем?
– На следующий день после того, как мы разложили сено, одна из девочек-волонтеров прислала несколько снимков из «Птичьей гавани», где косули застряли в заборе и погибли. Мы решили развесить на заборе этого парка разноцветные тряпки. Почему тряпки? Косули практически не видят прутьев забора, но видят привязанные к этим прутьям тряпки, которые болтаются на ветру. Для косуль это – как листья деревьев. И наш труд не пропал даром – за последние дни ни одна из косуль не попала в забор этого парка. Мы предложили жителям «Долины нищих», Солнечного тоже развесить на своих заборах тряпки – чтобы туда не врезались животные.
– Будете ли помогать животным дальше?
– Планируем продолжить раскладку. У нас еще осталась 31 тысяча. На эти деньги мы хотим еще закупить сена. Но нам очень нужна техника. Нужен снегоход, так как даже на внедорожнике по полям очень сложно проехать. К сожалению, на новогодних каникулах мы не смогли арендовать снегоход, так как в праздники все снегоходы были заняты. В идеале нам нужен даже снегоболотоход. Так что будем благодарны, если омичи откликнутся и помогут нам техникой, способной передвигаться по заснеженным полям.
– В Минприроды есть трекол – высокопроходимая машина. Оказывало ли это министерство вам какую-либо помощь?
- С Минприроды мы пока не смогли найти общий язык. Может быть, получится еще состыковаться с ними. Надеемся, что власти выйдут с нами на диалог.
Собаки караулят косуль
Первый заместитель министра природных ресурсов и экологии Омской области Сергей Палагута дал оценку работе волонтеров и в целом рассказал о последствиях нашествия животных на город.
– Сергей Александрович, как вы оцениваете помощь простых омичей диким животным, которые массово мигрируют этой зимой?
– Ничего плохого в этом точно нет. Мероприятие полезное в первую очередь в образовательных целях. Да, некоторые животные ходят на подкормку и едят это сено. Я с Татьяной Пальшиной разговаривал и консультировал, как и где нужно раскладывать это сено.
Но косули все-таки привыкли питаться природными кормами – сухой травой, листьями, тонкими ветками деревьев. Зимой они не пьют воду, а получают влагу как раз из тонких веточек деревьев. И это позволяет косулям выживать. Если косули будут есть одно сухое сено, то оно быстро забьет желудок, и потом животные просто погибнут – такие случаи нередки. Поэтому корм нужно раскладывать небольшими кучками, присыпать его снегом, чтобы вместе с сухой травой в желудок попадала и влага.
Но раз люди занимаются подкормкой – пусть занимаются. Не запрещено как синичек и белочек подкармливать под окном, так и косуль никто не запрещает кормить. Другой вопрос, насколько это минимизирует выходы косуль на проезжую часть и предотвратит их гибель? Я думаю, что подкормки для этого неэффективны.
– Волонтеры говорят, что косули мигрируют из-за бескормицы и животных нужно поддержать – дать им корм. Подкармливают ли косуль сотрудники Минприроды?
– Мы разложили на территории Чукреевки сенаж, который имеет такой пряно-кислый запах, и косули должны почувствовать его издалека. И на самом деле через два дня косули начали его поедать, а через три дня мы увидели, что возле этих куч сенажа лежат бродячие собаки и караулят косуль. Там же нашли задавленную ими особь. То есть, раскладывая корм, мы концентрируем животных в одном месте, и тут же их находят собаки. Избавить косуль от преследования бродячими собаками в городе мы не можем. В 90 % случаев, когда косули выбегают на дороги и застревают в заборах, – это результат преследования косуль собаками.
Раскладка корма – не панацея
– Почему нельзя организовать подкормку животных в городе и отгонять от них бродячих собак?
– Волонтеры нам предлагали кормить косуль чуть ли не у «Птичьей гавани». Я могу сказать, что в таких местах кормить их нельзя – там, где узкие места, много заборов. В них косули точно станут легкой добычей для собак, справиться с ними мы не сможем. Вообще, поездив по Омску, я понял, насколько город у нас перегорожен. Сплошные заборы, барьеры, калитки. Человеку пройти сложно, а что говорить про животных? Почти все заборы решетчатые, в которых и застревают парнокопытные.
– Получается, раскладка корма – не панацея для спасения косуль? Они все равно мигрируют и гибнут в Омске.
– Конечно, не панацея. Раскладка корма может лишь задержать косуль в одном месте, но не более того, миграцию они продолжат. А физически поймать косуль в городе очень сложно. Где-то на локальных участках мы можем поставить сети и поймать косуль. Сейчас волонтеры собирают волейбольные сетки и хотят сами отлавливать косуль. Я хочу сказать, что самостоятельно ловить косуль омичам нельзя по закону!
Многие думают, что мы ничего не делаем. Это не так. Отлов даже одной косули требует несколько часов. При этом нас же уже обвиняют в том, что мы отлавливаем косуль и отвозим их на мясокомбинат, чтобы потом сделать из них тушенку! Глупость полнейшая!
Если животное здоровое, то мы отвозим его за город. И не к станции Входной или деревне Приветной, а дальше, чтобы особь не вернулась в город. Если отвезти косулю на 5–10 километров от города, то с большой долей вероятности животное вернется сюда снова. Даже мертвое животное нужно отвезти на экспертизу, чтобы понять, от чего оно погибло, не от опасной ли инфекции? Это тоже отнимает время.
Нужно спасти хотя бы часть животных
– Волонтеры говорят, что нашествие косуль связано с аномальной погодной этой зимой. Так ли это?
– Да, подвижки косуль начались после ледяных дождей. И да, полностью согласен, что это наши, омские косули. Погранслужба нам не подтверждает миграцию косуль через границу с Казахстаном. С наступлением многоснежья и появлением наста косули сбиваются в стаи, что мы и наблюдаем.
Сам я все новогодние праздники провел между станциями Входная и Пламя. Там довольно большая лесополоса, внутри нее живут косули группами по 3-5-15-20 животных. И как поймать и отогнать этих животных, чтобы они не пошли на город? Никак! Сейчас стоит задача спасти хотя бы часть животных, которые зашли в город и оказались в каменных джунглях. Здесь их главный враг – собаки. Они в основном и уничтожают косуль.
– Выживут ли косули в дикой природе без помощи волонтеров?
– Косули жили здесь за сотни лет до появления человека, никто их не подкармливал и не вмешивался в их жизнь. Хищники их поедали, грызли. Ничего, парнокопытные дожили до наших дней, эволюционировали. Но сейчас рисков для них намного больше. Я имею в виду город. Машины, собаки, заборы – все это факторы, отправляющие животных на тот свет.
Косули обнажили несколько проблем
Как бы это страшно ни звучало, но гибель десятков, если не сотен парнокопытных обнажила одну из главных городских проблем – проблему безнадзорных собак. Что будут есть псы, вкусившие свежее мясо, после того как миграция косуль закончится? Правильно: они начнут нападать на людей. Так что ждем увеличения числа нападений бродячих собак на горожан уже ближайшей весной.
Вторая, менее явная и острая проблема, – это заборы. Ими действительно перегорожен весь город, зачастую, чтобы попасть из одного соседнего двора в другой, нужно пройти пару километров. Заборы прочно вплелись в городской ландшафт, несмотря на то что многие урбанисты считают их настоящим злом.
Еще одна проблема – это отсутствие диалога между властью и общественностью. Волонтеры, собравшиеся кормить косуль, и чиновники Минприроды не сразу нашли общий язык, и пока непонятно, нашли ли его в целом. Волонтеры жалуются на отсутствие поддержки со стороны профильных органов, чиновники на то, что волонтеры делают не совсем то, что нужно. Налицо явная проблема эффективной коммуникации. Будет ли она в итоге отлажена – вопрос открытый.