Омские депутаты разглядели потенциальную рентабельность «Зерна Сибири»
В комитете по собственности Заксобрания уверены, что при изменении стратегии развития компания принесет в казну сотни миллионов рублей.
13 декабря комитет по собственности Законодательного собрания рассмотрел вопрос о системе стратегического планирования развития отраслей региональной экономики, в том числе хозяйственных обществ, акции (доли) которых находятся в собственности Омской области.
– Вопрос возник не случайно. На протяжении двух лет нашей каденции мы обсуждали место стратегических документов указанных акционерных обществ в системе регионального стратегического планирования, поскольку эти общества находятся в государственной собственности Омской области. Мы говорили с вами и о том, что эти стратегии должны соответствовать отраслевым стратегическим документам и верхнеуровневой стратегии социально-экономического развития региона, быть согласованными между собой, – пояснил председатель комитета Игорь Зуга.
Реальное положение дел депутаты изучали на примере АО «Логистическая компания «Зерно Сибири». Компания была создана в 2019 году для поставок омского зерна за рубеж. Учредителями акционерного общества стали правительство Омской области (51 % акций) и крупнейшие предприятия АПК (49 %). Функции и полномочия учредителя взялось осуществлять Минимущество. Однако известность пришла к компании не благодаря успехам в хозяйственной деятельности, а в связи с громкими уголовными делами. В сентябре текущего года суд признал бывших руководителей «Зерна Сибири» виновными в хищении 54,4 млн рублей и приговорил их к лишению свободы и штрафам.
Известно, что в период создания «Зерна Сибири» Омская область инвестировала в компанию 285,6 млн рублей, но каких-либо дивидендов от этих вложений не получала. Впрочем, нынешние руководители уверяют, что в 2023 году компания наконец перечислит в бюджет порядка 1 млн рублей из полученных собственных доходов.
– За период деятельности «Зерна Сибири» было реализовано 137 тыс. тонн зерна, в том числе на экспорт 48 тысяч. Начиная с 2022 года акционерное общество развивает поставку сельхозпродукции и продуктов ее переработки в Узбекистан, Казахстан, Таджикистан и Киргизию. В 2022 и 2023 годах были заключены контракты с компаниями из Средней Азии на поставку муки, в рамках которых было отгружено 472 тонны на общую сумму 14 млн рублей. Общий объем поставок продуктов переработки зерна в 2023 году составит не менее 2,8 тыс. тонн, – отчитался о результатах хозяйственной деятельности врио гендиректора «Зерна Сибири» Алексей Витенко.
Он добавил, что в соответствии с предложениями по корректировке стратегических целей и задач, полученных от Минэкономики, дальнейшая деятельность общества будет ориентироваться на увеличение «выхода» продуктов переработки. Согласно планам, ежегодная реализация этой продукции будет составлять не менее 40 тыс. тонн, а к 2030 году вырастет до 60 тыс. тонн.
Услышанное не впечатлило членов комитета по собственности.
– Вы называете такие цифры поставок муки, которыми уместнее было бы оперировать не солидной региональной компании, а киоску по выпечке хлебобулочных изделий, – посетовал депутат Антон Берендеев. – С дивидендами тоже ситуация печальная. Если бы инвестированные в компанию деньги были просто положены на депозит под условные 5 % годовых, то бюджет уже получил бы не миллион, а 50 млн рублей дохода.
В свою очередь, Игорь Зуга заявил, что в случае с «Зерном Сибири» речь должна идти не о десятках, а как минимум о сотнях миллионов рублей, ежегодно перечисляемых в региональный бюджет:
– Ситуацию надо рассматривать не только с точки зрения выгоды торговли зерном или мукой, но и с позиции развития пищевой промышленности. Пищевка же должна стать одним из локомотивов региональной экономики. Сегмент производства продуктов питания является одним из самых высокодоходных и надежных. Этот бизнес практически не зависит от положения дел в мире, ведь даже в самые глубокие кризисы люди не перестанут покупать еду. Однако такие стратегические вопросы должны решать не менеджеры логистической компании, а, как минимум, руководители Министерства экономики, – отметил Зуга.
Что касается первоначальных целей создания «Зерна Сибири» – продажи продукции омских аграриев за пределы региона, то, по мнению председателя комитета по собственности, их необходимо вписать в концепцию нового сухопутного зернового коридора Россия – Китай. Группа российских компаний с соответствующим названием уже работает над выполнением контракта на поставку в КНР 70 млн тонн зерновых, зернобобовых и масличных культур, произведенных на территориях Урала, Сибири и Дальнего Востока,
– Если переходить конкретно к стратегии «Зерна Сибири», то здесь вопрос к министерствам – как соотносится стратегия данного предприятия со Стратегией социально-экономического развития Сибирского федерального округа до 2035 года, утвержденной в январе этого года? Напомню, план реализации Стратегии предусматривает для Омской области, равно как и для Иркутской и Кемеровской, – в качестве приоритетного инвестиционного проекта строительство и дальнейшую эксплуатацию линейного элеватора мощностью 200 тыс. тонн единовременного хранения, – отметил Игорь Зуга. – В документе прописаны этапы развития контрактного производства зерновых, зернобобовых и масличных культур и с оборотом 500 тыс. тонн в год, о чем, кстати, еще в начале июня говорил глава региона Виталий Хоценко. Ответственным исполнителем регионального этапа плана назначены правительство Омской области и ООО «Новый сухопутный зерновой коридор».
На поставленные депутатами вопросы ответила глава регионального Минэкономики Анна Негодуйко. Она согласилась с тем, что планы компании «Зерно Сибири» должны войти в перечень стратегических региональных проектов.
– Весной этого года мы приняли Стратегию социально-экономического развития Омской области до 2030 года. Документ, в частности, нацелен на создание конкурентоспособной экономики региона за счет обрабатывающих производств и агропромышленного комплекса. Также предусматривается создание крупнейшего в Сибири транспортно-логистического центра с ориентиром на страны Азии и Ближнего Востока, – напомнила министр. – Ситуация в мире в очередной раз показала преимущества географического положения нашего региона, который находится на пересечении важных транспортных коридоров, соединяющих Европу с Дальним Востоком, Казахстаном и Китаем.
Впервые принимавший участие в заседании комитета первый заместитель председателя правительства Омской области Рустам Мингазов поддержал депутатов, отметив, что поднята фундаментальная тема не только уровня региона, но и Федерации.
– В областном правительстве понимают необходимость увязки стратегии социально-экономического развития региона с отраслевыми стратегиями и стратегиями государственных предприятий, готовы работать с депутатами по данному вопросу более плотно, – отметил зампред областного правительства.
Информацию главы Минэкономики члены парламентского комитета приняли к сведению. Также они рекомендовали министерству привести документы стратегического планирования всех хозяйственных обществ с областной долей собственности в соответствие с документами стратегического планирования региона, включить в систему стратегических документов развития отраслей, разработать методические документы, предусматривающие порядок разработки стратегий и их содержание.
Так, по мнению депутатов, представителям Омской области в советах директоров проще будет контролировать «сшивку» стратегий акционерных обществ со стратегиями отраслей и главной стратегией развития региона. Решение комитета, содержащее указанные предложения, будет направлено главам Минэкономики, Минсельхоза и в правительство Омской области.