Это бьет по всем: в Омске процветает «черный» мусорный бизнес
За «проделки» «черных» возчиков мусора платят все омичи, на этом теневом рынке крутятся гигантские деньги, и ситуация не меняется годами.
В последнее время в Омске развернулась война с «черными» возчиками мусора и горожанами, которые выбрасывают отходы в непредназначенных для этого местах. «Теневых» мусорщиков ловили чиновники разного ранга вплоть до мэра Сергея Шелеста. Весной он едва ли не ежедневно отчитывался об объемах мусора, вывезенного с несанкционированных свалок, а также стращал тех, кто вываливает на них отходы.
Позже мэрия опубликовала видеозаписи с мест несанкционированного складирования отходов – на записи попали как небольшие «Газели», так и огромные грузовики, которые нелегально возят мусор по городу, оказывая теневые услуги.
|
Понятно, что «черные» возчики существуют в Омске и пригородах не первый год. Мы попытались разобраться, что представляет из себя этот теневой мусорный рынок и главное, почему он развивается? С появлением регоператора ООО «Магнит» все нелегалы, казалось, должны исчезнуть, но их по-прежнему немало.
«Какая вам разница, куда мы вывозим мусор?»
На специализированных сайтах в интернете размещены сотни объявлений об услугах по вывозу любого мусора от частных лиц. Возчики предлагают к услугам клиентов любую технику – от полуторатонных «Газелей» до 12-тонных китайских самосвалов «Шахман». Стоимость услуг сравнительно небольшая – она начинается с 600–700 рублей.
Фото грузовика, который возит мусор нелегально, обнародовала мэрия |
– Вывезем любой мусор – строительные, пищевые отходы. Называйте адрес и лучше скиньте фото на WhatsApp, чтобы мы смогли оценить объемы, – примерно так говорят практически все возчики-нелегалы.
Куда они везут мусор, не говорят. Никто, естественно, не признается в том, что сваливает отходы на обочине дороги или в лесу. Но на вопросы о месте складирования мусора все отвечают неохотно.
|
– Куда вывозим мусор? (пауза) Эмм, на свалку, конечно. А к чему такие вопросы? Какая вам разница? Талоны на свалку у нас есть, если что, можем показать, – ответил один из таких возчиков, разместивший объявление в интернете.
Почти все частные возчики мусора, которым удалось дозвониться, искреннее удивлялись вопросу о судьбе отходов, которые они вывозят.
– Обычно о том, куда мы везем мусор, никто не спрашивает, больше интересует цена услуги. Никому не интересно, куда мы везем мусор. Вы, наверное, первый, кто об этом спросил. Такие вопросы вызывают подозрения, – ответил еще один возчик отходов и положил трубку.
Нелегалы возят мусор за «копейки»
Как сообщили в пресс-службе регоператора ООО «Магнит», частные лица могут оказывать услуги по вывозу мусора, но не любого. К примеру, все, что относится к ТКО – твердым коммунальным отходам, должна возить техника самого регоператора и его подрядчиков. Так что если частник соглашается вывезти обычный бытовой мусор, значит, скорее всего, это нелегал.
|
– К возчикам твердых коммунальных отходов государство предъявляет комплекс требований, поэтому обычный гражданин или предприниматель на своей машине не может отвезти мусор на полигон. Так, у возчика отходов должна быть спецтехника. Также все автомобили должны быть оборудованы системой спутниковой навигации ГЛОНАСС, – сообщили в «Магните».
«Частники» могут возить строительные отходы, древесно-растительные отходы, крупногабаритный мусор. Их принимают на Кировской и Ленинской свалках, где организованы площадки временного накопления. Стоимость приема мусора на этих площадках – 1000 рублей за тонну.
А теперь считаем. У частников вывоз мусора КамАЗом (грузоподъемностью 9 тонн) стоит 7 тыс. рублей, «Шакманом» (12 тонн) – 12 тысяч. То есть понятно, что отходы едут не на легальный полигон, а в какое-то другое место, так как никто в убыток работать не будет.
«Серые» возчики существовали в Омске всегда»
Исполнительный директор центра «ЖКХ-Контроль Омск» Мария Заздравных указывает место, куда везут мусор такие горе-предприниматели. Чаще всего они сваливают отходы на контейнерных площадках.
– Валят мусор на контейнерных площадках, где нет камер. Или везут в лес, на пустырь, в «проверенные» места, где их тоже никто не идентифицирует, – говорит Заздравных. - Чаще всего вывоз мусора – это сопутствующие услуги, их в городе оказывают те, кто занимается грузоперевозками, квартирными переездами. И параллельно они подзарабатывают на вывозе мусора. Люди привыкли работать «вчерную», никакие договоры с тем же «Магнитом» им не нужны.
Эксперт в сфере ЖКХ Александр Лихачев отмечает, что «черные» возчики в Омске существовали всегда и в этом нет ничего необычного. Другой вопрос, почему с ними никто не борется.
– Это явление было всегда, причем законной такой деятельность не была никогда. Возили отходы до «мусорной реформы», продолжили возить и после нее. Только до «мусорной реформы» это никого не волновало. Сейчас озаботились этим, так как эти возчики не платят «Магниту», – говорит Лихачев. - Раньше УВД занималось этими возчиками, а нет. Нет совместных рейдов Минприроды, УВД и местных органов власти. Формально за эту сферу отвечает Минприроды, но у министра Лобова нет никакого желания решать этот вопрос.
Бизнес: «За вывоз мусора берут космические деньги»
Чаще всего услугами нелегальных возчиков мусора пользуются предстаивтели омского бизнеса. На сегодняшний день договоры с регоператором ООО «Магнит» заключили 11 063 юридических лица. Это примерно 40% юрлиц. Сегодня «Магнит» судится с 15 тыс. юрлиц, которые не хотят платить за мусор регоператору. Почему же бизнес не спешит заключать договоры и платить за мусор легально?
|
Владелец сети бистро-пекарен «Провиантъ» Юрий Чащин говорит, что бизнесмены не понимают, по какой логике с них берут плату за мусор и почему за одну и ту же услугу приходится платить «Магниту» по-разному.
– На некоторых объектах нормальная цена за обращение с ТКО, а на некоторых прямо космическая. Как происходит ценообразование, не совсем понятно. И «Магнит» нам не может ничего толком объяснить. Тем не менее мы справляемся, оплачиваем услуги «Магнита», так как не можем на них влиять. Дорого, конечно, но мы «черными» перевозчиками не пользуемся, – говорит бизнесмен.
Президент Омского союза предпринимателей, руководитель сети автокомплексов «Реактор» Илья Николин также отмечает, что финансовая нагрузка на бизнес, связанная с вывозом мусора, очень высокая. А главное, не видно результата.
– Примерно в 6 раз увеличилась плата за мусор после начала «мусорной» реформы. Но ситуация кардинально не изменилась. В каких-то моментах руководство «Магнита» шло навстречу бизнесу. Мы договаривались, что в каждом конкретном случае проблема будет решаться точечно – по каждому предпринимателю в отдельности. В результате у кого-то мусор вывозит «Магнит», кто-то нанимает других возчиков, – пояснил Николин.
По словам представителя бизнес-сообщества, бывают абсурдные ситуации, когда предпринимателя заставляют заключить договор с «Магнитом», а у него нет физически возможности поставить бак или контейнер. Или часто заставляют заключать договоры не по объему мусора, а по нормативам.
|
– А эти нормативы, безусловно, многократно завышены. А бывают патовые ситуации, когда невозможно поставить бак, чтобы в него не бросали отходы другие предприниматели или жильцы соседнего дома. Одним словом, ситуация непростая, – заключил Николин.
В самом «Магните» на это ответили тем, что «мусорные» нормативы утверждены РЭК, а у бизнеса есть выбор: платить за мусор по факту или по нормативу. Правда, чтобы платить по факту, нужно иметь индивидуальный контейнер.
|
– Ошибочно думать, что плата по нормативу за вывоз мусора для юрлиц обязательно дороже, чем «по факту». Это не всегда так. Обычно опытным путем предприниматели выбирают наиболее выгодный для них вариант платы, и наши специалисты в этом вопросе идут навстречу юрлицам, – заявили в «Магните».
Нередко, заключив договор с «Магнитом», предприниматели экономят на мусоре. К примеру, в договоре указывают, что от них нужно вывозить кубометр мусора периодичностью раз в месяц. А по факту у них образуется 10 «кубов», 9 из которых вывозят «черные» возчики. Если «Магнит» берет за кубометр отходов 1000 рублей, то нелегал – 500 или меньше. Получается, что бизнес экономит на вывозе мусора и тем самым «кормит» нелегалов.
«Черные» возчики разгоняют тарифы на мусор
На сегодняшний день «Магнит» «контролирует» примерно 80 % образующихся в регионе отходов. Остальные 20 % вывозят нелегалы. Это сотни миллионов рублей, с которых не платятся налоги. А еще наличие «черного» рынка бьет по карману каждого жителя Омской области.
|
– Сегодня все отходы, вывозимые региональным оператором, подлежат строгому учету. Выезжая за мусором не один, а два раза в день, вывозя не два, а четыре, пять контейнеров, региональный оператор фиксирует увеличившиеся объемы мусора. За эти возросшие объемы ТКО регоператор платит перевозчику больше, чем было предусмотрено тарифом. По итогу года все свои расходы региональный оператор включает в тарифное дело, то есть в необходимый объем валовой выручки, – говорит исполнительный директор «Магнита» Дмитрий Третьяков. - Таким образом, получается, что недобросовестный бизнес, подбрасывающий отходы на площадки омичам, перекладывает свою плату за мусор на плечи населения. И до тех пор, пока это будет происходить, ни о каком снижении тарифов на ТКО говорить не приходится.
Каждый месяц, платя по квитанциям «Магнита», омичи фактически содержат нелегальных возчиков мусора. Последние, в отличие от регоператора, несут минимальные расходы.
Как разорвать порочный «мусорный» круг?
Из-за слабого контроля со стороны властей и высоких тарифов на вывоз мусора, которые приводят к тому, что бизнес не заключает договоры с регоператором ООО «Магнит», в регионе живет и развивается теневой рынок по обращению с отходами. Нелегалы подбрасывают мусор на контейнерные площадки, везут его в леса и валят на обочины дорог. Затраты при этом минимальные – топливо, оплата работы водителя и содержание техники. Отходы же приходится вывозить «Магниту» (он потом включает расходы в тариф), либо муниципальным властями, а это лишняя трата бюджетных средств.
|
Прекратить эту «мусорную» вакханалию можно. Но для этого нужно радикально снизить тарифы на обращение с ТКО, по которым работает «Магнит», чтобы бизнесу стало невыгодно заключать договоры с возчиками-нелегами. Когда у последних услуга стоит в разы дешевле, чем у регоператора, выбор предпринимателей очевиден.
Вместо того, что решать проблему экономическим путем, омские власти устраивают показательные рейды, ставят камеры у мусорных площадок, судятся с нарушителями. Выхлоп от этой кипучей деятельности минимальный. Пока за все это платят жители, ситуация не изменится. Нужно менять подход, иначе порочный «мусорный» круг не разорвать.