Эксперты рассказали, почему омские санатории ломят «космические» цены

Эксперты рассказали, почему омские санатории ломят «космические» цены

Отдых и лечение в региональных санаториях стали самыми дорогими в Сибири вовсе не из-за высокого уровня сервиса и наплыва посетителей.

Согласно рейтингу портала «Санатории-России. рф», путевки на курорты Омской области признаны самыми дорогими в Сибири. День пребывания в санатории обходится в 6,5 тыс. рублей. Примерно столько же (6,6 тысячи) составляет стоимость лечения в здравницах Алтайского края. Вот только суровые омские пейзажи сильно уступают алтайским горам, водопадам и прочим красотам природы.

Обозреватель РИА «Омск-информ» вместе с экспертами разобрался, почему омичам выгоднее оздоравливаться в санаториях соседних регионов.

«Виноваты» дефицит курортов и лень?

Директор туркомпании «Элиз» Татьяна Семикина объясняет эту ситуацию дефицитом санаториев в регионе.

– В Омской области спрос на санатории превышает предложение, – говорит эксперт. – Плюс наверняка расходы выше, например, на коммунальные услуги и на зарплаты сотрудникам. Потом стоимость на путевки может вырасти после модернизации зданий и оборудования. Ценообразование зависит от многих факторов.

Среди омичей есть фанаты местных здравниц.

 – Цены в Тюменской области и в Алтайском крае такие же, как в санаториях «Колос» и «Коммунальник». Но есть те, кто не хотят ехать далеко, и едут в Омскую область. Впрочем, есть здравницы в Кисловодске, Минводах и в Тюмени, где стоимость лечения гораздо выше, – отметила Татьяна Семикина.

«Задирают» цены, потому что монополисты

Профессор экономического факультета ОмГУ им. Ф. М. Достоевского, доктор социологических наук Олег Рой считает цены в омских здравницах завышенными.

– Ездить на курорты в Омской области очень дорого. Считаю, что услуги, предоставляемые в наших санаториях и на Алтае, гораздо ниже реального мирового уровня. У кого есть деньги, едут лечиться за рубеж, потому что качество там несравнимо выше. У нас в регионе не так много здравниц, поэтому эти центры становятся монополистами, устанавливая цены на свое усмотрение, – подчеркнул Олег Рой.

Не хватает кадров

В свою очередь, завкафедрой туризма, гостиничного и ресторанного бизнеса ОмГТУ Евгения Кулагина связывает эту ситуацию с недостатком кадров в индустрии санаторного оздоровления.

–  Цены зависят от уровня сервиса, спектра предлагаемых услуг и целевой аудитории. Скорее, дело в том, что сейчас большой запрос рынка на разные должности, начиная с управленческих и заканчивая специальностями обслуживающего звена. Одни наши студенты остаются работать в Омской области, другие уезжают в другие регионы. Уже с третьего курса они начинают трудиться по профессии, – рассказала она.

Санатории «застряли» в прошлом

Полный расклад дала кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической безопасности управления финансами Омского государственного университета путей сообщения, гендиректор гостиницы «Флагман» Татьяна Целых. По ее словам, несмотря на загруженность предприятий санаторно-курортного назначения всего на 42 %, средняя их стоимость по России выросла на 12–13 %. В основном клиент платит за проживание и питание, оздоравливающие процедуры составляют лишь малую долю.

 

– Сама курсовка стоит копейки, однако конечная стоимость путевки в разы дороже. С моей точки зрения, рост стоимости санаторно-курортного лечения связан с увеличением тарифов на ЖКУ, продукты питания и расходные материалы. В частности, в Красноярско-Чернолучинской зоне отдыха Омского района стоимость лечения в путевке составляет всего 1000 рублей в сутки, остальная сумма – это оплата услуг проживания и питания. То есть семье из 4 человек дешевле сегодня снять квартиру напротив санатория «Коммунальник» или «Колос» и купить только курсовку, – привела пример эксперт. – Очевидно, что с этим нужно что-то делать и в первую очередь обучить сотрудников правильно рассчитывать платежеспособный спрос и формировать ценовую политику предприятия.

Кроме того, гости сегодня предпочитают краткосрочный отдых, трехнедельные курсы ушли в прошлое. А руководство санаториев это не учитывает.

– Сейчас глубина бронирования курортов не превышает 2 недели, а время проживания в санаториях сократилось до 7 дней. То есть имеет смысл говорить о тенденциях оздоровления в рамках 4-дневного пребывания, нежели о полноценном лечении в течение 21 дня. При этом если зайти на официальные сайты санаториев, то все их предложения ориентированы на пребывание от 10 дней и более. Если оздоровление становится все короче, то и программы лечения или оздоровления должны это учитывать, – высказалась экономист.

Сотрудники отдела продаж омских здравниц работают, как в советские годы: только «на прием» звонков от потенциальных клиентов, не сотрудничая с предприятиями и не располагая акционными предложениями. Татьяна Целых заявила, что санатории отказываются от предложений профильных вузов по модернизации предприятий, оставаясь статичными.

Условия проживания в омских санаториях далеки от люксовых

– Оздоровительный туризм сегодня в тренде, и спрос на него будет только расти. Но нужно учитывать тренды на совмещение деловых и туристических поездок с программами восстановления организма или профилактики заболеваний, – убеждена эксперт. – При этом необходимо налаживать взаимодействие с городскими отелями и с вузами, преподаватели которых в рамках хозяйственно-договорных работ могут не только рассчитать реальную стоимость, но и обучить сотрудников санаторно-курортного комплекса делать это самостоятельно.

По мнению Татьяны Целых, омским санаториям не хватает семейных оздоровительных программ, предложений для жителей северных регионов, ориентации на женскую аудиторию и военнослужащих после ранений. Кроме того, необходимы эксклюзивные предложения – например, здравницы с сибирской кухней, специализирующейся на приготовлении выращенных в данной местности продуктов.

Скромное обаяние лета в Омской области можно конвертировать в рубли

Подытоживая сказанное экспертами, можно сделать вывод, что омские санатории «застряли» в прошлом, игнорируя тренды, ценовую политику и обучение сотрудников. При этом здравниц в регионе не так много, потому клиенты довольствуются тем, что есть, выкладывая значительные суммы за проживание в далеких от люксовых условиях.

Полная версия сайта »