Как омичи ездили на левый берег до появления Ленинградского моста?

Как омичи ездили на левый берег до появления Ленинградского моста?

На месте, где сегодня находится мост, испокон веков действовало речное сообщение, а улица Масленникова исторически звалась Перевозной.

Из капитального ремонта Ленинградского моста омичи каждый день стоят в пробках и время от времени предлагают властям свои варианты решения транспортных проблем. Из наиболее громких – организовать через Иртыш понтонную переправу, а также запустить паром.

Между тем понтонная переправа через Иртыш долгое время существовала в Омске – вплоть до постройки Ленинградского моста. И ею активно пользовались горожане. Правда, располагалась переправа далеко от этого места, рассказал «Омск-информу» известный краевед Игорь Коновалов.

– До постройки Ленинградского моста в 1959 году существовала понтонная переправа через Иртыш. Она была на несколько сотен метров выше по течению реки от железнодорожного моста в сторону нынешнего моста на Южном обходе. Сейчас это место никак не обозначено, а на старых картах переправа есть. Там был наплавной мост, который разводили для пропуска кораблей по реке. До постройки Ленинградского моста это был единственный способ попасть на левый берег города, – говорит Игорь Коновалов.

Зимой, когда Иртыш замерзал, понтонную переправу разбирали, а на ее месте организовывали ледовую переправу. По ней ездили на санях.

Что касается места, где сегодня находится Ленинградский мост, то исторически здесь был так называемый «перевоз» – людей за плату переправляли с одного берега Иртыша на другой на лодках. Перевоз существовал едва ли не с момента основания Омска.

На этом месте существовал городской перевоз 

– На месте Ленинградского моста был перевоз через реку. И улица Масленникова исторически была Перевозной улицей. Этот перевоз существовал со времен основания города. Здесь были торговые пути. И кто контролировал этот перевоз, контролировал всю торговлю в Омске. Перевоз – это были лодки, на которых все за деньги могли переправиться через Иртыш. Это была единственная переправа через Иртыш в центральной части города, – отметил краевед.

А еще до строительства мостов через Иртыш для перемещения горожан с правого берега реки на левый использовался... поезд. Было это более 100 лет назад. Железнодорожный мост тогда уже был построен, а составы ходили по Трансибу. Сегодня аналогичную схему доставки жителей Левобережья предлагает использовать компания «Омск-пригород». Через железнодорожный мост ходит с десяток электричек. 

– По железнодорожному мосту запрещали ходить горожанам, это был режимный объект. До революции городская дума просила разрешить проход горожан по железнодорожному мосту, но депутатам отказали. Зато пустили городской поезд через этот мост, и на этом поезде горожане ездили с одного берега реки на другой, – напомнил о событиях вековой давности Игорь Коновалов.

Через Омь долгое время тоже не было мостов. Неподалеку от устья реки, там, где сегодня находится Юбилейный мост (построен в 1967 году), использовался наплавной мост.

На месте Юбилейного был наплавной мост 

– Сразу с момента основания города там был наплавной мост. Ставились лодки на якорь, на них клали настил и ходили по нему. Но на время ледостава и ледохода лодки убирали, и связи между левым и правым берегом Оми в городе не было, – пояснил историк.

Конечно, времена сейчас не те, чтобы организовывать понтонные или паромные переправы через Иртыш, но раньше эти способы перемещения с одного берега реки на другой были вполне обыденными. Тогдашние инженеры прекрасно справлялись с задачей по организации надежного транспортного сообщения. К нынешнему поколению вопросов гораздо больше.

Полная версия сайта »