«Город превратится в большой базар»: зачем в Омске ставят киоски перед ТЦ?

«Город превратится в большой базар»: зачем в Омске ставят киоски перед ТЦ?

Разбираемся, кому нужны павильоны и ларьки перед торговыми комплексами и чем чревато развитие бурной торговли в стиле «лихих 90-х».

Минпромторг РФ выступил с инициативой размещать киоски, ларьки и прочие торговые павильоны возле входов в торговые центры. В министерстве объяснили эту меру созданием условий для сбыта продукции отечественных производителей и фермеров в качестве «меры обеспечения продовольственной безопасности, стимулирования предпринимательской активности и расширения возможностей сбыта отечественной продукции».

Предполагается, что у входов в ТЦ будут торговать фермеры и другие производители сельхозпродукции. Также Минпромторг предлагает организовать возле ТЦ торговлю отечественной одеждой и обувью. Места торговцам должны предоставляться бесплатно. Регионам предстоит отчитаться в министерство о создании торговых мест уже летом.

Практически одновременно с инициативой Минпромторга омичи стали писать гневные посты в соцсетях с жалобами на установку у ТЦ «Кристалл» некрасивых серых киосков, которые не просто загромождают площадь перед популярным комплексом, но выглядят неэстетично, портят облик города.

«Испортили город этими серыми киосками»

Установленные у «Кристалла» киоски совершенно точно не похожи на временные объекты. Они аналогичны тем павильонам, которые уже три года устанавливают на остановках города. Пока непонятно, чем конкретно будут торговать в этих сооружениях, но вряд ли их бесплатно отдадут фермерам. Жители городка Нефтяников негодуют.

– Мало того что весь город заполонили этими серыми киосками на остановках, так еще и у «Кристалла» их поставили, весь вид на ТЦ закрыли. Убожество все это! Складывается такое впечатление, что в городе кто-то «крышует» эти киоски, вот они везде и появляются, – недоумевает сотрудница одного из магазинов в «Кристалле», жительница Нефтяников Екатерина.

Ранее аналогичные торговые павильоны, но большей площади, были установлены в другом конце города – на территории у ТЦ «Каскад». В месте, где ранее стоял арт-объект в виде кареты, теперь разместились павильоны с салоном сотовой связи, кофейней, шаурмячной и магазином. Ни о каких фермерах, торгующих собственной продукцией, речи не идет. Павильоны у «Каскада» явно установлены не на один год и на звание временных объектов не претендуют. 

Аналогичная картина наблюдается и в другом районе Омска – Чкаловском поселке, где территория рядом с бывшим кинотеатром «Космос», ставшим не так давно ТЦ, превратилась в мини-рынок со множеством торговых павильонов, в которых можно купить все – от рыбы и клюквы до модного смартфона и пельменей. Неужели то же самое будет и на площадях других торговых центров города? И нужен ли Омску такой формат торговли?

Минэкономики: «Работа с ТЦ по установке ларьков уже ведется»

В областном Минэкономики сообщили, что в Омске и в районах области формируется перечень мест, где вскоре появятся киоски и ларьки. В ведомстве подчеркнули, что малоформатная торговля будет способствовать «повышению доступности товаров для населения, насыщению рынка товарами, поможет увеличить объемы продаж продукции российских производителей».

Киоски у «Каскада» не очень сочетаются по цвету с самим ТЦ

– Мы ведем работу с торговыми центрами, крупными торговыми сетями, направили соответствующие запросы в администрации муниципальных образований. Результатом станет формирование на муниципальном уровне перечня территорий, где предприниматели уже начали размещать или могут разместить дополнительные торговые павильоны и киоски, – сообщили в Минэкономики.

В департаменте городской экономической политики мэрии обозревателю РИА «Омск-информ» пояснили следующее: если территория у ТЦ частная, то собственник участка может размещать на ней все, что угодно, но с учетом требований федерального законодательства. Мэрия не имеет права вмешиваться. Единственное – собственник должен соблюдать целевое назначение участка, требования для проезда пожарной техники.

Если территория у ТЦ принадлежит муниципалитету, то на ней действует принятый в городе порядок размещения нестационарных торговых объектов. Мэрия может провести торги, и на этой земле может появиться какой угодно киоск, что у и случилось у«Каскада». Представители торгового бизнеса видят в этом вероятную угрозу.

Мнение бывшего совладельца ТЦ: «Ассортимент товаров в комплексе и киосках перед ним не должны пересекаться»

Депутат горсовета Валерий Студеникин долгое время был совладельцем ТЦ «Омский» и лишь совсем недавно вышел из этого бизнеса. Он подчеркнул, что у каждого торгового центра сложилась уникальная ситуация с прилегающей территорией.

– Ситуация с землей у разных ТЦ разная. Где-то в собственности находится земля непосредственно под зданием, где-то в собственности еще и прилегающая территория, как, например, у ТЦ «Омский». И от этого многое зависит.  Если территория у ТЦ в собственности, то в любом случае установка этих палаток, киосков будет согласовываться с руководством ТЦ. По-другому никак. Плохо, если у ТЦ нет земли по периметру и установка киосков не будет согласовываться с руководством. Тогда все в два счета можно превратить в базар, и главное, потом не с кого будет спросить, – отмечает Студеникин.

По словам предпринимателя, у любого классического торгового центра должна быть своя концепция, и киоски, которые ставят на территории рядом с ним, должны соответствовать этой концепции. Но главное , не должен пересекаться ассортимент товаров в ТЦ и киосках рядом с ним.

– Если это все будет культурно поставлено и соответствовать эстетике, проявляться как синергия, если там будут хорошие арендаторы, а ассортимент товаров будет дополнять ассортимент товаров в ТЦ, то это будет плюсом. А если ассортимент товаров этих киосков будет пересекаться с ассортиментом в ТЦ, это приведет к убыткам торговых центров, это никому не нужно, – размышляет экс-совладелец ТЦ «Омский».

На площади у ТЦ «Омский» постоянно проводятся ярмарки, там устанавливают палатки, в которых летом торгуют саженцами и товарами для дачи, а зимой – варежками, валенками и разными меховыми изделиями. То есть ассортимент товаров в ТЦ и в палатках рядом с ним не пересекается. 

Мнение ретейлера: «Я не понимаю, кому нужен такой формат торговли»

Директор ТД «Шкуренко», известный омский ретейлер Виктор Шкуренко не понимает, зачем вообще нужны киоски и ларьки перед входом в ТЦ. По словам Шкуренко, это совершенно бредовая идея. Даже в «лихие 90-е» такого не было.

– Это даже не возврат в 90-е. Тогда, как и сейчас, были профессиональные посредники, производители сами не торговали, – говорит Шкуренко. – Если товар находится на полке сетевого магазина, то зачем им еще торговать на входе в ТЦ в палатке? У меня есть глубокое убеждение, что если производитель продуктов питания компетентен, то он может и без посторонней помощи реализовать свою продукцию. Где такие производители, которые готовы встать у торговых центров, у которых есть средства, чтобы купить киоски, нанять продавца, есть компетенции, чтобы правильно выложить свой товар?

По словам ретейлера, в Омске есть, пожалуй, единственный успешный пример, когда производитель сам наладил торговлю своим товаром в отдельных павильонах. Речь идет о торговой марке «Тюкалиночка», имеющей порядка 100 киосков по городу. Но эти киоски расположены не у входов в ТЦ, а, наоборот, подальше от продуктовых супермаркетов, поближе к жилым домам – чтобы покупателям было максимально удобно.  

Виктор Шкуренко указывает на множество нюансов, которые необходимо соблюсти при установке киосков у входов в ТЦ – санитарных, пожарных и т. д. И в любом случае товар, продающийся в киосках на входе в ТЦ, не может быть дешевым, уверен бизнесмен.

– Как правило, все фермерские товары дорогие. Покажите мне тот продукт, который требует такого внимания, чтобы размещать его на входе у ТЦ. Если у него низкая цена, то его можно продать и не таким экзотическим способом. И товар в киоске 100 % не будет дешевле, чем в супермаркете ТЦ. Конкурировать с сетевой торговлей, где наценки минимальны, а обороты гигантские, они не смогут в любом случае. Только если это не будет уникальный товар, продающийся по высокой цене, – уверен Шкуренко.

Мнение владелицы бутика: «Я на улицу не вернусь ни при каких обстоятельствах!»

У входов в торговые центры Минпромторг предлагает торговать не только едой, но и одеждой и обувью. Только кто захочет это делать? Елена – владелица небольшого бутика женской одежды в ТОК «Флагман». Начинала свой бизнес в 1990-е годы, торгуя одеждой на «оптовке». С тех пор сменила несколько торговых точек, но возвращаться на улицу больше не намерена.

В 1990-е торговля в Омске была в основном уличной 

– Аренда в ТЦ постоянно дорожает, но больше торговать одеждой на улице я не буду. Даже у входа в ТЦ. Пусть я больше заплачу за аренду здесь, чем потом буду постоянно лечиться от простуды. Да и унизительно это как-то – ставить палатку у входа. Я торгую качественной одеждой, мои покупатели не будут приобретать такую на улице, – говорит предпринимательница.

Елена не видит ничего хорошего в том, что площади перед ТЦ рискуют превратиться в базар.

Мнение экономиста: «Ситуация в экономике тяжелая, киоски нужны как временная мера»

Профессор экономического факультета ОмГУ им. Ф. М. Достоевского Олег Рой, наоборот, не видит ничего страшного в том, что возле ТЦ появится нестационарная торговля. По мнению эксперта, необходимость в этом диктует складывающаяся в стране экономическая ситуация.

– Экономическая ситуация такова, что аренда площадей в ТЦ стала дорогой. Малый бизнес не готов тратить большие средства, чтобы арендовать площади в ТЦ. А ТЦ не могут снизить эту арендную плату из-за больших затрат на услуги ЖКХ, обслуживание зданий, – пояснил экономист.

По словам Олега Роя, с одной стороны, установка торговых киосков ухудшает городскую среду, превращает ее в то, что было в 90-е годы. С другой – это шаг навстречу малому бизнесу.

– Ситуация сложная, и нужно минимизировать затраты на приближение продавцов к покупателям. Это так можно интерпретировать. Но в дальнейшем нужно делать все, чтобы эти киоски убирать и возвращать все в цивилизованное русло. А пока это вынужденная мера, – отметил эксперт.

Мнение урбаниста: «Город превращается в базар»

Эколог и урбанист, профессор ОмГУПСа Сергей Костарев напоминает, что палаточная и киосочная торговля развиты в ведущих европейских городах, но такой формат в основном применяется в выходные дни.

– Такого вида торговля – это нормально, но только если она регламентирована. Мне доводилось бывать в разных городах, в том числе в зарубежных. Там такие рынки существуют, на площадях в европейских городах по определенным дням открываются ярмарки. Но они ограничены во времени. Как правило, это рынки выходного дня, которые работают с пятницы по воскресенье. И они органично вписаны в культурную жизнь города. Другое дело, когда это становится чуть ли не основным инструментом продажи. Тогда город превращается в базар, – отметил урбанист.

Эксперт не против такого формата торговли, но он не должен вытеснять все общественные пространства и превращать площади у ТЦ в базары.

– В моем понимании, это все против интересов омичей. Площади у ТЦ не должны загромождаться торговлей. Пусть эти палатки и киоски будут на окраинах города, где есть дефицит торговых точек. А если в центре города заниматься такой торговлей, то это плохо. Лично мне это не нравится. Город перестает быть городом, он становится базаром. Это в конце концов некрасиво. Если живешь среди грязи – к ней привыкаешь, если живешь среди ларьков, то привыкаешь к ним. В городе должны быть парки, скверы, места активности, а не только места торговли, – говорит эксперт.

Кому нужен город-рынок?

Рядом с торговыми комплексами в Омске возникают все больше киосков, в которых торгуют чем угодно – в павильонах появляются кофейни, салоны сотовой связи, ломбарды, но только не магазины с фермерской продукцией или отечественной одеждой и обувью, как задумали в Минпромторге. 

Вряд ли это можно считать возвратом в 90-е годы. Тогда структура торговли была иной – не было ни ТЦ в каждом районе города, ни супермаркетов, ни маркетплейсов и доставки продуктов до порога квартиры. Вот и торговали все, где только приходилось, ставили палатки всюду. Зачем же сейчас ставить павильоны и киоски, если многие омичи уже давно не ходят по магазинам, а заказывают товары в интернете, а продукты им доставляют на дом? Не пользующиеся такими сервисами пенсионеры без проблем приобретут фермерский продукт на рынке.

К слову, на муниципальных рынках в Омске еженедельно проводятся сельскохозяйственные ярмарки. Там можно приобрести все – от мяса, молока и яиц до свежих деликатесов. Зачем тогда фермеру тратиться на приобретение павильона (киоска) и вставать у ТЦ? Это непонятно. Сложно даже подумать, что сельхозпроизводителям кто-то бесплатно предоставит такой киоск, о чем говорят в Минпромторге.

Не стоит забывать, что в Омске уже было несколько попыток открытия отдельных магазинов свежих фермерских продуктов. И что из этого вышло? Цены в них были выше, чем в супермаркетах, и такой формат ретейла просто умер. Намного бОльшим успехом сейчас пользуются «супермаркеты для бедных» с дешевой едой, открытые в разных районах Омска.

Что касается одежды, то ее по низким ценам также можно купить в специализированных магазинах типа «сэконд хэнд». Зачем открывать палатки с дешевыми «тряпками» у входов в ТЦ, непонятно. Одним словом, инициатива Минпромторга пока выглядит не очень реалистичной и к установке киосков возле омских ТЦ не имеет, по сути, никакого отношения. 

Сергей Энквист 

Полная версия сайта »