Проклятая земля: почему в Омске до сих пор не построили крематорий?
У всех, кто пытался реализовать проект, неизменно возникали проблемы с земельными участками. Но есть и другая, более серьезная причина.
Полторы недели назад немало шума наделала новость о том, что омская компания «Регионпиво», принадлежащая бизнесменам Виктору Шкуренко, Дмитрию Шадрину и Денису Костылеву, построила крематорий в Ростове-на-Дону. В него было вложено около 200 млн рублей.
Изначально предприниматели были намерены реализовать этот проект в Омске, но возникли трудности с выделением земельного участка. На юге же участок был уже готов, и крематорий построили там. Омск, где остро стоит вопрос с местами на кладбищах, снова «пролетел». И это типичная история – крематорий в городе «строят» уже лет десять, но ничего так и не появилось.
Нереализованные проекты
В 2013 году компания «Норд Роад», связанная с Сергеем Двораковским, сыном тогдашнего мэра, собиралась реализовать проект на Ново-Южном кладбище, по Черлакскому тракту. Однако участок располагался вдоль федеральной трассы, и всю затею пришлось свернуть.
Далее в 2016 году построить крематорий взялось ООО «Живые», привлекшее иногороднего инвестора. Но тогда против стройки выступили дольщики Ясной Поляны и муниципальное погребальное предприятие «Комбинат специальных услуг». В 2018 году заявлялось о крематории в Новотроицком сельском поселении Омского района. На этот раз также взбунтовались местные жители.
Спустя еще год предприниматель Артем Николаев выразил готовность построить объект на территории Юго-Восточного кладбища за поселком Морозовка. По неофициальным данным, арендатор не смог договориться с региональными властями и впоследствии пытался перепродать этот бизнес. Договор аренды участка истекает в текущем году.
В декабре 2020 года появились данные о возведении крематория на улице 3-я Казахстанская, в районе Западного кладбища, компанией «Феникс». Проект уже готов, выдано разрешение, но пока непонятно, реализует ли инвестор этот замысел.
Последняя история с открытым финалом – громкий приход московской компании «Помощь». Фирма заключила договор аренды и собиралась построить место для сжигания тел усопших на территории Надеждинского сельского поселения. Интересы бизнесменов представлял бывший руководитель аппарата губернатора Омской области Юрий Карючин. Обозначив серьезные намерения, он неожиданно перестал давать комментарии на эту тему.
– Насколько мне известно, идет проектирование объекта, – сообщил РИА «Омск-информ» глава Омского района Геннадий Долматов. – Арендатор заключил договор аренды в сентябре сроком на пять лет и исправно вносит плату.
В общем, за десять лет попыток построить крематорий в Омске было немало, однако у предпринимателей так ничего и не вышло. Почему? С этим вопросом обозреватель РИА «Омск-информ» обратился к экспертам. Ряд из них согласились говорить только на условиях анонимности из-за, скажем так, специфического рынка ритуальных услуг в городе.
Шкуренко: «Строить крематорий в Омске невыгодно»
Гендиректор ООО «Торговый дом «Шкуренко» Виктор Шкуренко, вложившийся в крематорий в Ростове-на-Дону, говорит, что оформить участок под место для сжигания усопших в Омске крайне сложно. Его можно приобрести у перекупщиков, но цены космические.
– Основная проблема – наличие участка с нужным видом разрешенного использования. У нас такие земли существуют, но предприниматели, которым они принадлежат, почему-то там не строят, – недоумевает Шкуренко. – У меня есть предположение, что они выставили земли на продажу по завышенной стоимости. То есть сами не хотят строить, а пытаются заработать на продаже участков, не идя ни на какие уступки. Желающих купить дорогую землю, да еще и вложиться в строительство крематория нет.
В Ростове-на-Дону, признается бизнесмен, тоже было непросто, но все проблемы удалось решить.
– Мы столкнулись как минимум с 10 прокурорскими проверками, – раскрыл подробности Виктор Шкуренко. – Но объект там работает. Наша принципиальная позиция – не идти ни на какие криминальные схемы с властями. Все наши предприниматели немного бойцы, но чтобы построить крематорий, надо просчитывать потребительскую активность горожан и стоимость своих активов.
Двораковский: «Строительство тормозят проблемы с землей»
Сын бывшего мэра Омска, экс-заместитель управляющего ООО «ЖКХ-Сервис» Сергей Двораковский называет чисто техническую причину отсутствия крематория в городе – нет подходящего земельного участка.
– К нам обратилась коммерческая структура, которая хотела не просто построить крематорий, но и сделать паспортизацию всех захоронений в Омске. Каждая могила имела бы свой номер, и каждый человек в другом городе или стране мог узнать, где лежит близкий ему человек. Нас это заинтересовало, – рассказывает предприниматель. – Мы участвовали в строительстве крематория как партнеры. Построить не получилось из-за земельных проблем: инвестор нашел участок, который находился в ведении Комбината специальных услуг. На этом месте велось активное захоронение. И муниципалитет не смог выделить участок непосредственно под крематорий. Больше земель на примете не было, потому проект так и не реализовали.
«Рынок ритуальных услуг в Омске криминализирован»
Иначе смотрит на причины отсутствия крематория в городе доцент кафедры «Экономика и организация труда» факультета экономики, сервиса и управления ОмГТУ Максим Мизя. Он предположил, что все дело в криминализированности погребального бизнеса.
– С точки зрения финансов здесь абсолютно свободная ниша, которая должна быть занята, потому что у нас город-миллионник. Плюс кладбища заполнены, что увеличивает стоимость захоронений. Крематорий – это рентабельный проект, – высказался экономист. – Возможно, есть юридические или криминальные, а не экономические причины. Быть может, имеет место противодействие со стороны частных похоронных агентств.
Данную точку зрения поддерживает бывший высокопоставленный чиновник. Говорить он согласился только анонимно.
– Скажу так: вопросы с межеванием земли, с определением вида ее разрешенного использования решаемы. Когда начинается проектирование объекта, происходит колоссальное давление от участников этого рынка и вышестоящих инстанций. В этот момент инвесторы начинают переживать за жизнь своих близких и отказываются от строительства крематория – эта сфера с очень напряженными отношениями, – объяснил эксперт.
Известный юрист, также согласившийся дать комментарий лишь на условиях анонимности, говорит, что на этом специфическом рынке постоянно идет передел.
– Раньше существовали группировки, они никого не пускали в свой бизнес. Потом в эту сферу пришли бывшие представители правоохранительных органов, и начался передел рынка. Никто посторонний идти туда не рискует, – отмечает юрист.
«Инвесторов для крематория должен искать мэр»
Завкафедрой государственного и муниципального права юридического факультета ОмГУ, профессор Александр Костюков вспомнил еще один пример неудачной попытки строительства крематория. Это было в конце 1990-х при мэре Валерии Рощупкине.
– Мэр обещал инвестору сделать землеотвод в обмен на то, что застройщик будет делить прибыль от крематория пополам. Они столкнулись лбами и так и не сумели прийти к договоренности, – отмечает Костюков.
Он убежден, что Омску срочно нужен крематорий. Профессор считает ненормальным, когда усопших омичей кремируют в Новосибирске.
– Кладбищ на всех не хватит. Чем быстрее у нас появится крематорий, тем будет лучше. Сейчас тела омичей кремируют в Новосибирске, по-моему, это никуда не годно, – считает известный юрист. – Чтобы потянуть такой проект, должен быть крупный бизнесмен не только с точки зрения финансов, но и в плане противодействия давлению, которое теоретически на него может быть оказано потенциальными конкурентами, участниками рынка похоронных услуг. Пока я такого не наблюдаю.
Александр Костюков считает, что строительство крематория должен инициировать мэр, найдя для этого инвестора.
– Это хорошее дело. Городская власть должна сделать предложение инвестору – серьезной фирме с большими оборотами. Вопрос, почему в Омске до сих пор нет места для сжигания умерших, нужно адресовать мэру, – подытожил Костюков.
А может, нужен меценат?
При всей экономической привлекательности проекта есть несколько причин отсутствия крематория в Омске и туманных перспектив его появления в ближайшем будущем:
- Даже самых решительных инвесторов останавливают проблемы с оформлением земли.
- Рынок ритуальных услуг криминализирован, его время от времени лихорадит от переделов.
- Городские власти не проявляют интереса к проекту крематория, предпочитая не вмешиваться в происходящие процессы. В итоге местные предприниматели вкладывают сотни миллионов в другие территории.
Возможно, реализовать подобный проект мог был крупный меценат, для которого крематорий стал бы не бизнес-проектом, а социальной инициативой. Это убрало бы фактор жесткой конкуренции со стороны «ритуального лобби». В конце концов, земли в пригороде Омска становится все меньше и меньше. Крематорий все равно появится. Главное, чтобы не было слишком поздно.