«Главой Минстроя в Омске должен быть строитель, а не юрист»
Омские строители назвали свои причины отставки Михаила Губина. Как оказалось, при нем в отрасли стали происходить весьма странные дела.
Два дня назад губернатор Александр Бурков отправил в отставку своего заместителя, министра строительства Михаила Губина. В ранге министра юрист Губин проработал менее года. До этого свердловчанин два года работал вице-мэром Омска, а до переезда в Омск в 2019 году целых 11 лет трудился заместителем начальником Главархитектуры Екатеринбурга.
|
Комментируя отставку своего земляка, Александр Бурков прямо указал на просчеты и недоработки Михаила Губина на посту министра. Минстрой под его руководством не справился с поставленными задачами. Это строительство детских садов, школ, ФАПов на селе и т. д. Вместе с Губиным был уволен его первый заместитель Евгений Нестеров.
Кто теперь возглавит Минстрой – непонятно. Пока губернатор определяется с кандидатурой, мы обратились к представителям строительной сферы с просьбой дать оценку работы этого министерства.
«Заходят в Омск какие-то московичи без опыта работы»
Директор ГК «Стройбетон» Олег Золотов отмечает, что при Губине на строительство социальных объектов по каким-то причинам стали «затаскивать» иногородних подрядчиков. А с омскими строителями работа велась слабо. Тот же «Стройбетон» совсем недавно возвел самую большую школу в городе. А «чужие» компании строят по другим, «космическим» сметам. К примеру, новая школа на Космическом проспекте обойдется бюджету в 1,5 млрд рублей, в микрорайоне «Серебряный берег» – почти в два миллиарда.
|
– Вы посмотрите, кто у нас заходит на школы. Какие-то москвичи, которые без опыта, без сотрудников. Сами видите, что творится. Наверное, и сняли министра, что министерство с омскими строителями не общается по этому поводу. Сделали ставку на иногородних застройщиков почему-то, – говорит Золотов. – Если помните, в 2020 году «Стройбетон» построил самую большую школу в городе в «Амуре-2». Мы эту школу за 600 млн построили, а москвичи такую же школу сейчас за 1,5 млрд строят. Цифры говорят сами за себя.
По словам Золотова, для «Стройбетона» роль Минстроя сводится к периодическим совещаниям. А в остальном министерство мало на что влияет.
– Общаемся, сотрудничаем с министерством, но не очень плотно. Да, совещания они проводят. Но красноречивее о работе министерства говорят цифры по вводу жилья. Конечный же результат – это построенные дома, объекты соцкультбыта. А вы сами видите, что с ними происходит, – отмечает строитель.
Олег Золотов не понимает, почему в Омске за строительство отвечают не профильные специалисты. Тот же Михаил Губин – юрист по образованию. А бывший глава Минстроя Антон Заев – дорожник. Возможно, по этой причине ведомство не может организовать грамотную работу по возведению социальных объектов.
– Главное – это то, что министром строительства должен быть профессионал, человек со строительным образованием, который разбирается во всех этих делах. Предыдущие руководители Минстроя не то что неграмотные были, специальность у них другая была, они юристы были, – заключил Золотов.
«Лишь бы работать нам не мешали»
Заместитель директора АО «ЗСЖБИ-6» Вячеслав Гуринов тоже не понимает, почему за строительство в Омской области отвечал юрист.
|
– Министр должен разбираться в строительной индустрии. Если брать господина Губина, то у него юридическое образование, а не строительное. Но опять же, все решения принимает не он один, – отмечает Гуринов.
Что касается строительства школ, садиков, а также жилья для сирот и переселенцев, то здесь, по словам эксперта, Минстрой – не истина в последней инстанции. И «вешать всех собак» на это ведомство не стоит.
– Есть у нас нацпроекты, программа по переселению из ветхого жилья, обеспечения жильем детей-сирот. Жилье для сирот, к примеру, сегодня Минстрой вообще не курирует. Это сфера ответственности Минимущества. Исторически так сложилось в городе. Строительство детских садов, школ Минстрой тоже постольку-поскольку курирует, насколько я знаю, не они одни за это отвечают, – говорит Гуринов.
По словам представителя отрасли, важно, чтобы Минстрой хотя бы не мешал никому работать. А помощь этого министерства обычно сводится к тому, чтобы чиновники налаживали контакты между застройщиками и профильными организациями.
– Не знаю, насколько область может помогать застройщикам, но хотелось бы как минимум, чтобы они не мешали. Если мы говорим, что Минстрой должен решать вопросы строительства объектов, то в таком контексте нам прежде всего нужна помощь с «ОмскВодоканалом», «Омск РТС» в части ведения переговоров с ними. А если Минстрой начинает нам прямо помогать, то Следственный комитет сразу ищет какую-то коррупционную составляющую. Если же они не помогают, но и не противодействуют, ничего в этом плохого не вижу. Главное, чтобы политика не мешала бизнесу, – заключил Гуринов.
«В Омске был дефицит грамотных управленцев»
Директор ООО «Альянсстрой» и ООО «Домострой» Павел Оркиш говорит, что для подрядчиков, которые строят садики и школы, важнее, кто отвечает за отрасль в городе, а не в области. Заниматься строительством садиков и школ в последнее время стало проблематично.
– Мы с подрядной деятельности ушли еще в конце 2019 года. Тяжело было работать, во всем была несогласованность проектов, проблемы со сметами… В городе тогда сложился дефицит грамотных управленцев в департаменте строительства, – вспоминает Оркиш. – Мы полностью переориентировали профиль, и теперь строим лишь те объекты, которые сами эксплуатируем. Да, хорошо, что сейчас в городе проблема с кадрами ушла, в департамент вернулся Сергей Козубович. Качество управления там на достойном уровне.
Стоит отметить, что другие омские строители крайне неохотно комментируют работу Минстроя, отставку его главы и проблемы, сложившиеся в отрасли. Многие от комментариев отказываются, другие говорят только анонимно.
Так, представитель одной крупной омской строительной компании рассказал, что с Минстроем они взаимодействуют крайне слабо. Социальные объекты не строят, возводят только жилье. И что там происходит с министерством – строителей особо не интересует.
– Конечно, руководитель Минстроя, наверное, влияет на процессы, министерство влияет, но как – сказать не могу. Мы строим готовое жилье, ориентируемся на рынок. Все квартиры у нас имеют своего покупателя, причем дольщиков нет. Сколько нужно жилья – столько строим. А что там вокруг происходит, нас мало интересует, – заявил строитель.
Может, строители и не заметят отсутствия Минстроя?
Получается, что роль министерства строительства для представителей отрасли сводится лишь к некой организационно-консультационной функции. После общения со строителями складывается впечатление, что есть Минстрой, нет его – от этого мало что зависит. Самое интересное, что не все представители отрасли знают об отставке министра Губина. Так, один из крупных строителей узнал об этом от обозревателя РИА «Омск-Информ».
Представители отрасли прямо не говорят, но намекают на то, что проблемы министерства в том, что его все время возглавляли не строители по образованию. Отсюда и хронические трудности с возведением в том числе социальных объектов, где зачастую приходится по несколько раз корректировать проект и переделывать смету. А кто как не строитель разбирается в этих сметах? Вряд ли юрист здесь более компетентен. Поэтому застройщики хотят видеть на посту главы областного Минстроя именно строителя, а не очередного юриста. Да и зачастую важнее не то, кто сидит в министерском кресле, а кто «рулит» строительством на уровне города. Туда вернулся Сергей Козубович – специалист с огромным опытом работы в отрасли. Несмотря на публичную критику, мэр Сергей Шелест не намерен отправлять его в отставку.
Сергей Энквист