Марк ГРИНБЕРГ: «Сейчас люди ощущают острое горе и тотальную беспомощность»
Известный омский психотерапевт рассказал, как мобилизация отражается на психике, как сохранить душевное равновесие и не сойти с ума.
В преддверии Всемирного дня психического здоровья обозреватель РИА «Омск-информ» встретился с известным омским психотерапевтом Марком Гринбергом. Эксперт рассказал, почему частичная мобилизация вызвала в обществе столь бурную реакцию. Поговорили о том, как вернуть или сохранить душевное спокойствие, что полезнее читать и смотреть, к чему готовиться в дальнейшем, что ждет тех, кто предпочел в панике покинуть страну.
– Марк Петрович, почему частичная мобилизация настолько взбудоражила наше общество, включая тех, кого она не затронула напрямую и даже косвенно?
– Сейчас мы все находимся в состоянии социального катаклизма, когда происходят буквально тектонические сдвиги в привычном мире, и в этом буквально «миротрясении» может казаться, что почва уходит из-под ног. Рушится привычный мир, в котором люди брали ипотеку, строили планы на будущее, переживали, в какую школу отдать ребенка, куда поехать на отдых. И те реакции, что мы сейчас переживаем, – это драматичные, но нормальные реакции, возникающие, когда привычный мир таким вот образом резко меняется.
Одно дело, когда события происходят где-то там и это смотришь по телевизору, и совершенно другое, когда это приходит к тебе в дом.
– Но миропорядок начал рушиться, глобально видоизменяться гораздо раньше. Пандемия, из которой толком не успели выйти, буквально следом объявили о СВО...
– Отношение к болезни и к тому, что происходит сейчас, несколько разное. Ковид – это другое. Многие из нас к болезням привыкли относиться достаточно просто. Заболеешь – не заболеешь, в этом есть элемент случая. Здесь же так или иначе процессы, происходящие в стране, коснутся каждого из нас. Не встретиться с ними не получится. Когда мы расстаемся с чем-то привычным, когда наши ожидания рушатся, это вызывает состояние острого стресса, острого горя. Есть такое слово – «беда».
– Чтобы сохранить психическое и физическое здоровье, как себя вести, что делать?
– Есть такая старая мудрость: «делай, что должно, с тем, что имеешь, там, где ты есть». Первое, что нужно сделать, это принять для себя: ситуация такая, какая она есть. Мир сейчас такой, какой он есть. Мир вокруг нас на какое-то время – он вот такой. И в этом мире очень важно сосредоточиться на том, что ты можешь делать.
Я и мои коллеги достаточно часто встречаются с такими проблемами, как страх за себя и близких, за свою жизнь, тревога перед неизвестностью будущего, а также чувство глобальной, тотальной беспомощности. И для того, чтобы развеять этот морок беспомощности и тревоги, надо сосредоточиться на том, что ты реально можешь сделать. Составить для себя план действий. Пусть простой, в несколько шагов, но чтобы точно решить для себя – если будет так-то, я делаю то-то. Сделать первый шаг по этому плану, пусть даже символический, но сделать. Сосредоточиться на простых, но выполнимых, регулярных действиях. Продолжать чистить зубы, делать зарядку, принимать душ, продолжать ходить на работу, играть с детьми, учить иностранный язык, да пусть даже вырезать по дереву. То есть необходимы действия, которые тебя заземляют, возвращают к реальности. Которые никто тебя не заставит делать, только ты сам. Вот этот контакт с реальностью – он успокаивает, помогает сосредоточиться не на ужасных картинках в своем воображении, а на себе, на своей реальной жизни.
Как сказал мне недавно один человек, именно сейчас очень четко понимаешь, что на самом деле в жизни является ценным. И кто-то обнаруживает, что ценностью являются не машины и не квартиры, а возможность подержать близкого человека за руку, поиграть с ребенком...
Очень важно разговаривать, общаться. Важно общаться с людьми, способными вас выслушать без того, чтобы вас учить, критиковать, обвинять и спорить с вами. С людьми, которые могут принять ваши мысли, ваши чувства и дать вам чувство поддержки. Важно иметь возможность выговориться, не держать в себе накопившиеся эмоции, страхи, а проговорить их, чтобы получить поддержку, почувствовать, что тебя понимают, что ты не один и рядом есть единомышленники, друзья. Сейчас очень важно вот это общение с людьми, которые дают тебе чувство близости, надежности.
– Лучше общаться лично?
– Если есть такая возможность, то да. Но важны и письма близким, если они не рядом. «Беда на двоих – наполовину беда». Поделиться одним, разделить другое, чтобы пережить беды вместе.
– А стоит ходить в театры, на концерты, в кино? Кто-то считает, что стыдно развлекаться, когда в стране такое творится.
– Обязательно надо ходить в театры, и не только! Искусство, творчество, театры, концерты, музыка, книги – все это вызывает в нас живые эмоции. Сейчас время иррационального. Умом мы можем много чего понять, еще больше чего себе объяснить, но наш замечательный ум нас может очень далеко завести. А нам сейчас важно быть со своими чувствами в контакте. Чувства – это область иррационального. То, как ты себя чувствуешь, какое состояние ты себе создаешь, дает тебе состояние для принятия решений. И в самые трудные времена нашей истории работали театры, создавались картины, писались песни и книги. И чувства, которые они пробуждали, оказывали прямое влияние на выбор, как жить.
– То, что вы сказали о важности повседневных дел, созвучно с цитатой Виктора Франкла, которая активно ходит по соцсетям. «Первыми ломались те, кто верил, что скоро все закончится. За ними идут те, кто не верил, что это когда-нибудь закончится. Выжили те, кто сосредоточился на своих действиях, без ожиданий того, что может произойти или не случиться».
– Одна из самых читаемых книг всех времен и народов после Библии – это книга Виктора Франкла «Сказать жизни «да». Психолог в концлагере». Это психолог, который прошел через личный опыт войны, концлагерей и преобразовал этот опыт в созданное им направление психотерапии.
Одна из главных мыслей Виктора Франкла: «Никто за тебя не придумает смысла тебе жить. И если ты этот смысл сам в себе создал, если в твоей жизни теперь есть смысл, тогда ты выбрал жить».
– А что сейчас стоит читать?
– Классику, потому что она вечна и потому что классические произведения – что музыкальные, что литературные – вне времени, и каждый из нас в них может найти ответы на волнующие вопросы. Кто-то будет читать духовную литературу, потому что сейчас время поиска смыслов, нахождения, обретения себя, какой-то почвы под ногами. Каждый будет выбирать то, что его может поддерживать, давать чувство уверенности, внутреннего стержня.
Развлекательная литература, легкий ироничный детективчик или женский роман помогают отвлечься. Главное – читать книги. А не подпитывать свою тревогу, ожидая, что в этой новостной ленте сейчас что-то такое прочитаем и либо себя взбудоражим, либо успокоим.
Поэтому лучше выбрать для себя один источник информации и уделять ему пять минут в день. Если, конечно, вы не работаете с информацией профессионально.
– Пять минут в день? Вы серьезно?
– Этого вполне достаточно. «Ту самую» новость вы точно не пропустите. Гораздо полезнее переключиться на искусство, творчество, литературу, общение с близкими.
– С началом объявления о частичной мобилизации нашу страну покинули сотни тысяч людей, в основном это мужчины призывного возраста. По некоторым источникам, большая часть уже вернулась. Но многие остаются в эмиграции. Их же тоже ждут серьезные психологические проблемы?
– Есть три реакции любого живого организма на потенциальную угрозу. Бей, беги, замри. Бей – это бери то, что есть под рукой, и справляйся с ситуацией своими силами. Беги – отправляйся как можно дальше от потенциального источника угрозы. Замри – по факту продолжай делать то, что делаешь, в ожидании того, что как-то само все рассосется. Все три варианта – нормальные, естественные реакции человека, когда в его жизни что-то резко меняется.
То, что многие выбрали для себя уехать подальше, – один из выборов. Это не хорошо и не плохо. На что следует обратить внимание тем, кто выбрал такой путь? Есть ряд стандартных моментов. Например, придется встретиться с тем, что на той стороне тебя, как правило, никто не ждет, поскольку ты становишься конкурентом местному населению. Скорее всего, придется столкнуться с тем, что уровень материального достатка, финансовой независимости резко изменится. Среди уехавших, конечно, будут те, кто вернется. Поскольку не каждый человек способен приспособиться, резко войти в другую жизнь. Но будут и те, кто криво-косо, трудно, а кто-то и гладко адаптируются и будут заниматься своим делом, но на другой земле, в других условиях, в другой обстановке. Вернется тот, кто не сможет переступить через себя, оперативно перестроиться.
На новом месте важно установить быстрые дружественные социальные связи, наладить общение, собрать кружок единомышленников. Потому что труднее всего адаптироваться к новым условиям в одиночку. Если есть хорошая компания из людей, которые тебя поддерживают, будет проще.
Надо ориентироваться на то, что, если ты выбираешь уехать, первые три месяца будет очень трудно.
– Уже сейчас многие люди нуждаются в психологической помощи, а дальше неизбежно будут происходить трагические события, потеря близких, друзей, коллег. Общество явно к этому не очень готово. Должны же появиться места, где будет доступна психологическая помощь?
– Есть такой диагноз – «посттравматическое стрессовое расстройство». Развивается после сильных психологических потрясений. И те, кто вернется с фронта, будут нуждаться в психологической помощи, так же как и члены их семей и семьи тех, кто не вернулся. И здесь я абсолютно уверен, что нужна поддержка со стороны государства, чтобы люди видели четко организованные службы поддержки, куда любому можно обратиться за психологической помощью. Важно чтобы психологическая помощь и реабилитация были официальными и доступными для каждого.