«Если оппозицию уничтожат, это ослабит власть»: неоднозначные итоги выборов в Омский горсовет
Омск вышел из «красного пояса», но монополия «Единой России» может оказать действующей власти медвежью услугу. Карась без щуки задремлет.
Завершившиеся выборы в Омский горсовет стали сверхуспешными для «Единой России» – 35 мандатов плюс самовыдвиженец. У «Справедливой России» – три места, КПРФ взяла всего один мандат, что говорит о полном поражении.
Мэр Омска Сергей Шелест, являющийся секретарем городского отделения ЕР, комментируя результаты выборов, провозгласил выход города из «красного пояса». Но так ли все однозначно? Обозреватель РИА «Омск-информ» обратился к экспертам.
На партийных эполетах выборы теперь не выиграть
Экс-глава областного избиркома Алексей Нестеренко объяснил исход прошедшей кампании с точки зрения технологий. Поражение коммунистов стало следствием перехода от смешанной к мажоритарной системе выборов.
– На мой взгляд, этот результат был предсказуем. Я об этом говорил тогда, когда система выборов в Омский горсовет со смешанной сменилась на мажоритарную (в декабре 2021 года. – РИА «Омск-Информ»). Не зря коммунисты голосовали против этого, понимая, что на одномандатных округах они по отдельности никогда не добьются успеха, – говорит Нестеренко. – Достаточно вспомнить выборы в горсовет прошлого созыва, когда от КПРФ по одномандатным округам избирались только три депутата. Это работящий парень Иван Ивченко (его мать Светлана Ивченко взяла мандат в нынешнем созыве. – РИА «Омск-информ»), Дмитрий Петренко с популистскими заявлениями, который сейчас в бегах, а также Иван Федин. А все остальные прошли за счет партийных эполетов.
То же самое случилось и с ЛДПР, представители которого вообще остались без мандатов.
– Это ведь ситуация, характерная не только для коммунистов. ЛДПР не смогли провести своих депутатов в горсовет по той же причине. Раньше по всей стране либерал-демократы проходили в парламенты по партийным спискам, за счет федеральных лидеров. Владимир Жириновский у них умер, а новый руководитель партии авторитета еще не набрался. Изменилась и партийная система. ЛДПР редко когда набирала по одномандатным округам больше 3 %, – отметил Нестеренко.
Выиграли же кандидаты, которые, образно говоря, вышли из офисов во дворы.
– Поэтому когда было принято решение сделать избирательную систему реальной, когда люди получили возможность потрогать кандидата от своего округа руками, тогда реальной стала и политическая раскладка. Нынешние выборы продемонстрировали поражение прежней системы выборов, – считает экс-глава облизбиркома. – И я заметил еще одну вещь – представители партии власти поняли, что выиграть из офиса не получается. Нужно идти к людям. Давно забытые встречи с избирателями в этой кампании стали нормой, когда нам во двор неоднократно приходили представители «Единой России» и было много заявок в избиркоме. Это еще раз говорит о том, что решение приблизить кандидата к территории было правильным: округа маленькие, понятные. Избиратели видят своего депутата, а парламентарии знают свои дворы. Поэтому для меня это неудивительный итог.
Коммунисты критиковали, не предлагая
Похожей точки зрения придерживается спикер горсовета пятого созыва Галина Горст.
– В прошлых созывах представителей КПРФ было больше. Они проходили на волне критики, горожане их близко не знали. В нынешней кампании кандидаты реально встречались с жителями, предлагали помощь, показывая реальные дела. Тем депутатам, которые вошли в новый горсовет, мое уважение, они это заслужили, – подчеркнула она.
В предыдущих созывах горсовета коммунисты также не запомнились реальными делами, напоминает Галина Горст.
– В основном это было отрицание всего, что делалось муниципалитетом: принятие бюджета, отчисления на школы и садики, вместо конкретных предложений. То есть реальной пользы я не заметила, – отметила экс-спикер горсовета.
Нынешние выборы помогут городским и областным властям стать сильнее, поскольку кампанию-2022 они провели в тандеме.
– На сегодня городская и областная власти демонстрируют работу единой команды. В частности, объезд губернатором округов и его встречи с кандидатами – как раз из этой серии. Это объясняется стремлением проконтролировать проекты по благоустройству, финансируемые из областного и федерального бюджетов. Да и часть налоговых поступлений переданы областью городу, – добавила Галина Горст.
Не случайный успех, а федеральный тренд
В свою очередь директор Центра политического анализа, член Общественной палаты Москвы Павел Данилин считает, что убедительная победа «Единой России» – общефедеральная тенденция.
– Омская область в этом плане не одинока. В Горно-Алтайске единороссы взяли 20 из 21 мандата. В данном случае можно говорить уже о федеральной тенденции. Тут не стоит вопрос о выходе из «красного пояса», скорее, в текущем году «Единая Россия» наиболее всего отвечала чаяниям населения, – высказался политолог. – Поддержав последовательно президента Владимира Путина в ведении СВО, партия параллельно отрабатывала на местах: привлекала к этой теме волонтеров и избирателей. И результатом стала тотальная, триумфальная победа на муниципальных выборах в Москве, в Омске и в ряде других регионов. Итог кампании очень достойный, и его бы не было, если бы ЕР не разработала понятную, ясную программу действий.
Отсутствие оппозиции в горсовете гибельно для власти
Депутат Госдумы первого созыва, экс-представитель МИДа в Омске Александр Минжуренко убежден, что «красный пояс», к которому постоянно относили Омскую область, исторически себя изжил.
– У нас, в отличие от Франции и Италии, где тоже есть «красные пояса», такое явление – наследие прошлого. Я анализировал причину его появления в Омске. Может, это приблизительное умозаключение, но здесь был непомерно развит военно-промышленный комплекс. Перестройка, сокращение расходов на эту сферу, и, как следствие, безработица больно ударили по омичам. Больше всего этой оптимизации сопротивлялись коммунисты. Так за нами установилась эта традиция. Представители КПРФ вначале реально боролись за сохранение ВПК. А потом это шло уже по инерции: электорату КПРФ было за что злиться на демократов. Как я и предполагал, со временем это затихнет: традиция себя изжила. И голосовать за коммунистов стало некому. Что и привело к провалу КПРФ на последних выборах, – поделился Минжуренко.
При этом, считает эксперт, для областной и городской властей отсутствие политической оппозиции гибельно.
– Общеизвестно, что я не сторонник коммунистов. Но на полном серьезе считаю, что у КПРФ должен быть солидный пакет голосов в Заксобрании и в горсовете. Потому что это тот самый плюрализм, спасающий от монополии, диктатуры одной политической силы. Фракция КПРФ обеспечивала противовес партии власти, они разыгрывали козырную карту борьбы за социальную справедливость. «Красные» защищали народ, и пусть бы они имели свои 20–30 %. Поэтому это плохо, если оппозицию уничтожат совсем: это ослабит действующую власть. На то и щука, чтобы карась не дремал, – считает Минжуренко.
Опытный политик признался, что на нынешних выборах не голосовал вообще. Но на следующих поддержит коммунистов, чтобы они не исчезли окончательно.
В новом горсовете будет скучно?
Подытоживая вышесказанное, вывод напрашивается очевидный: победителями стали те, кто «ходил в народ». Теперь у «Единой России» фактически монопольное положение в горсовете. Однако с точки зрения политики, это скорее серьезный минус, чем большой плюс: лишившись конкуренции, партия власти рискует потерять драйв. Соревноваться с собой – занятие так себе.
Седьмой созыв Омского горсовета, где у единороссов 90 % мандатов, с большой долей вероятности будет самым скучным за всю историю. Впрочем, жителям города нужны не дебаты и политические скандалы, а реальные действия, направленные на улучшение жизни. Станет ли лучше жизнь в Омске в отсутствие политической конкуренции, как всегда, покажет время. Уже в четверг, 15 сентября, новый горсовет соберется на первое заседание.