Омский драмтеатр откроет сезон в сентябре
Откроется 149-й сезон премьерой по пьесе Теннесси Уильямса, а одним из первых спектаклей сентября станет постановка «Осенние скрипки».
Омский академический театр драмы готовится открыть свой 149-й театральный сезон в середине сентября.
Напомним, что 25 июня театр закрыл предыдущий сезон премьерной постановкой главного режиссера Георгия Цхвиравы «Осенние скрипки» по пьесе Ильи Сургучева. Творческий состав еще находится в отпуске, но театр уже готовится к встрече со зрителями. В конце июня на сайте театра появился репертуар на сентябрь и октябрь 2022 года, приобрести билеты на спектакли предстоящего сезона зрители могут уже сейчас.
В сентябре омичи познакомятся с еще одной премьерой – спектаклем «С днем рождения, Папа!» по мотивам пьесы Теннесси Уильямса «Кошка на раскаленной крыше». Режиссер – Роман Габриа.
А пока предлагаем ознакомиться с рецензией члена Союза российских писателей, члена Российского фонда культуры, кандидата исторических наук Натальи Елизаровой на премьерный спектакль «Осенние скрипки». Ближайшие показы этой постановки состоятся на сцене Омской драмы 18 сентября, 7 и 23 октября.
Вечная тема
Истинное удовольствие получат поклонники актрисы Омской драмы, заслуженной артистки России Екатерины Потаповой, увидев ее в новой роли в премьерном спектакле Омского драматического театра «Осенние скрипки» режиссера Георгия Цхвиравы по пьесе русского писателя-эмигранта Ильи Сургучева.
«Осенние скрипки» – психологическая драма, написанная более 100 лет назад, но не потерявшая актуальности и по сей день, ибо и в жизни, и в искусстве существуют характеры и типы отношений вне времени и пространства, переходящие из эпохи в эпоху. Один из таких характеров сыграла Екатерина Потапова. Ее героиня – классический типаж неверной жены, которая как муха в паутине запуталась и увязла в собственной лжи.
Фабула пьесы проста и тривиальна. Обманутый муж получает анонимное письмо, в котором его благоверную обвиняют в супружеской измене. Жена, стараясь избежать разоблачения, выдает своего любовника за жениха приемной дочери…
Признаться, современники Ильи Сургучева считали его драматургическое произведение весьма посредственным и неоднократно критиковали автора за прямолинейность образов и излишний мелодраматизм сюжета. Однако это не мешало «Осенним скрипкам» входить в репертуар многих крупнейших театров, как отечественных, так и зарубежных, и пользоваться неизменным успехом у публики. И это не удивительно – вечная тема, как правило, всегда находит отклик у зрителей.
Обрывая струны на осенних скрипках
Главная героиня спектакля – Варвара Васильевна, супруга присяжного поверенного г-на Лаврова, переживает критический возраст – осень жизни, так сказать, когда в волосах начинают поблескивать первые серебряные нити, а в душе тихо, но неумолимо звучать протяжная и грустная мелодия, напоминающая падающие желтые листья за окном, медленно плывущие вдаль облака, караваны улетающих птиц… До зимы еще далеко, а лето уже безвозвратно скрылось за горизонтом.
Под аккомпанемент осенних скрипок Екатерина Потапова безупречно исполнила сольную партию. Ее Варвара Васильевна полна тяжелой, разрушительной энергии, в душе кипят нешуточные страсти под стать шекспировским, но не находят выхода. Сердце героини жаждет античной развязки, но в ее истории нет величия и фатальной обреченности. Все слишком буднично, банально, мелко, серо, скучно. Да и окружение Варвары Васильевны не вписывается в антураж высокой трагедии. Ее близкие – люди простые, без затей, не доставляющие никаких хлопот героине: прощающий муж, покладистый любовник, послушная дочь… Ей некому мстить, некому предъявлять счет и отравлять существование. Она жаждет принести себя жертву, но никто не желает ее страданий. Домочадцы, не особо вникая в нюансы «грехопадения», великодушно и безоговорочно ее прощают, а точнее, закрывают на все глаза. Да и есть ли чем жертвовать героине? Варвара Васильевна утверждает, что отказывается от любви, не дожидаясь, пока ее отвергнут.
– Чтобы удерживать тебя около себя, я должна буду – ну, как это сказать? – должна буду молодиться, должна перестать быть сама собой, а ведь это же ужас! Пойми же! Вот поэтому я и прошу тебя. Дай мне это счастье, дай мне эту последнюю гордость женщины – дай мне возможность уйти от тебя первою... – говорит она своему молодому любовнику (актер Степан Дворянкин).
Но любила ли она его на самом деле? Или в объятия к нему ее толкнуло все то же отчаянное желание задержать ускользающую молодость? Знает ли она сама ответ на этот вопрос, ведь она все время лжет. Лжет всем. И прежде всего самой себе.
Ее желание взять ситуацию под контроль оборачивается неспособностью контролировать прежде всего себя, а хитроумный замысел с женитьбой становится ловушкой для собственной уязвленной гордости. Вспыхнувшее в сердце отвергнутого возлюбленного новое чувство – к воспитаннице, которое было замечено ревнивым глазом Варвары Васильевны, приводит ее в смятение, раздирает на части. Сложное психологическое состояние героини выразительно подчеркивается резкими, бешеными аккордами, напоминающими исторгнутый вопль раненного зверя (музыкальное оформление Виктории Сухининой). Екатерина Потапова безукоризненно показала изломанную, истеричную натуру, подверженную исступлению и безудержным вспышкам гнева. В сцене с приемной дочерью (актриса Мария Токарева) амплитуда раскаленных эмоций взмывает на предельную высоту, гипертрофируя, заостряя темные, скрытые доселе от посторонних глаз стороны личности Варвары Васильевны, что делает персонаж поистине пугающим.
Инфернальные штрихи героине, сыгранной Потаповой, добавляет сценография: всякий раз, когда Варвара Васильевна в минуты душевного разлада появляется на сцене, воцаряется полумрак и создается поистине зловещая атмосфера (художник по свету Руслан Майоров). Сценограф Булат Ибрагимов на контрасте багрово-красных и черных декораций создал на сцене выразительное пространство – персональный ад для главной героини, где доминирует высоченная печь, в которой словно плавятся, истлевают и превращаются в золу живые человеческие чувства.
Слова все вроде сказаны, а точка не поставлена
Заслуженному артисту России Александру Гончаруку нечасто случается играть деликатных персонажей. Должно быть, поэтому мягкость и сдержанность его героя – присяжного поверенного Дмитрия Ивановича Лаврова – растворились в фирменном темпераменте актера. Если Екатерина Потапова сконцентрировалась исключительно на внутреннем мире своей героини, то Гончарук главным образом следует за интригой: в его исполнении мы видим разгневанного мужа-рогоносца, которому не терпится во что бы то ни стало вывести преступницу-жену на чистую воду, что отчасти удается сделать. Однако банальная история заканчивается по-житейски мудрым озарением, которым А. Гончарук делится со зрителем через своего героя – чтобы обрести душевный покой, нужно простить. И даже больше – забыть. Но что кроется в этом забвении – истинное благородство и духовная сила или малодушное желание спрятаться от безжалостной реальности, подобно страусу воткнув голову в песок, – сказать сложно.
Актер Степан Дворянкин, сыгравший молодого присяжного поверенного Виктора Ивановича Барановского, доводит мягкотелость своего героя практически до шаржа. В сцене объяснения с Варварой Васильевной, происходящей в парке, когда она буквально вцепляется в него, как хищник в жертву, он сгущает приглушенные, ненавязчивые сургучевские краски до комического гротеска. Его интонации слишком терпкие, жесты – утрированно водевильные. Причудливая гамма оттенков самых пронзительных человеческих чувств гибнет под массированной атакой лицедейства. Однако в сцене объяснения с будущей невестой – милой, славной Верочкой (Мария Токарева) – налет дешевого фарса исчезает, что позволяет обнаружить резкий контраст между подлинным и необходимым – и ненужным, навязчивым, лишним, чем, собственно, для героя и были его отношения с замужней дамой.
Три ипостаси единого целого – женщина-ребенок, женщина-подруга и женщина-муза – воплотила актриса Мария Токарева в своем персонаже. Верочка в ее исполнении – это женщина, рядом с которой легко дышать, рядом с которой не нужно играть роли. Ее основной козырь – естественность. Поэтому любовь Барановского к девушке, какой бы внезапной и стремительной она ни была, под сомнение не ставишь: такой глоток чистого воздуха необходим каждому.
Финал спектакля по-чеховски размыт – слова вроде все сказаны, а точка не поставлена. Актриса Екатерина Потапова, оставив на столе пузырек с ядом и отвернувшись спиной к залу, предлагает зрителю самому решить участь ее героини. И в данном случае хрестоматийное «быть или не быть» – гораздо сложнее шекспировского. И хотя каждый зритель ответит на этот вопрос по-своему, лично мне не хочется становиться безжалостным прокурором Варваре Васильевне и обрекать ее на одинокую и унылую жизнь в опостылевших стенах. Ибо ничто так не мучительно не убивает горячее, полное страстей сердце, как тихий и по-мещански пресный «мир и лад».
Наталья Елизарова,
фото предоставил Омский академический театр драмы