Непарадный Любинский: исторический центр Омска может утонуть в фекалиях
ТД «Любинский» и ТЦ «Пять звезд» регулярно подтапливает соседний ресторан «Хочу Пури», подключившийся к неработающей столетней канализации.
Ресторан раздора
В редакцию РИА «Омск-информ» обратился собственник ТК «Пять звезд» Дмитрий Коган. Предприниматель поведал об аварийной канализации, которой уже больше ста лет и которая расположена неподалеку от принадлежащего ему комплекса.
Неисправную систему, тем не менее, активно эксплуатирует новый грузинский ресторан «Хочу Пури», открывшийся в Омске в апреле этого года. Здание, которое заведение общепита взяло в концессию у города, является памятником архитектуры регионального значения.
Это дом, где жила знаменитая купчиха Мария Шанина, на площади Дзержинского,1а. Арендаторы здания отреставрировали фасад, а вот подземные коммуникации, похоже, так и оставили в первозданном виде. Руководство ресторана использует старую канализацию, существовавшую еще до революции, но отключенную от городской системы еще в 1990-е годы прошлого века. В результате фекалиями подтапливает не только общепит, но и соседние здания.
– На Любинском проспекте в историческом здании открылось новое заведение. С первого дня их открытия у ресторана нет действующей системы канализации, которая была бы подключена к городской системе подземных коммуникаций. Они вырыли в историческом центре выгребную яму, которая негерметична, и все стоки просачиваются сквозь почву. Они портят наше здание и соседний комплекс помещений, где расположен ТД «Любинский». Если вдруг посетители отравятся или произойдет инфекционное заражение, должен же кто-то отвечать за это! – негодует Дмитрий Коган.
«Ничейные» колодцы
Собственник ТД «Любинский» Иван Шиманов подробно описал ситуацию. Он рассказал, что в подвалах торгового комплекса постоянно мокнут стены. К слову, торговый комплекс также является памятником истории – здесь до революции располагался магазин купчихи Шаниной.
– В нашем здании сырые стены. Мы только можем предположить, что ситуация может привести к катастрофическим последствиям. Так, у ТЦ «Пять звезд» в подвальных помещениях нельзя перемещаться без резиновых сапог. Присутствуют и соответствующие «ароматы». То же самое, думаю, творится и в «Хочу Пури». Они топят сами себя, там стоит вода с плавающими элементами. Налицо халатность пользователей памятника истории, – обрисовал ситуацию предприниматель.
Собственники торговых комплексов обратились в Минкульт, так как опасаются, что нечистоты испортят дома на Любинском.
– Мы написали в Минкульт, потому что предполагаем, что старинные колодцы, которые находятся на уровне первого этажа нашего здания, подтопили стены под землей. Это негативное воздействие на здание, которое построено в 1900-х годах. Учитывая то, что фундамент здания «Любинского» возводился из кирпича, ни к чему хорошему это не приведет. Несанкционированный сброс в недействующую систему канализации является нарушением административного законодательства. Кроме того, это причинение вреда памятникам истории, – считает Иван Шиманов.
Судя по всему, между арендаторами заведения общепита и собственниками бывшего здания магазина купчихи Шаниной разгорелся имущественный спор.
Делать самостоятельную канализацию и проводить ее к городским коммуникациям рестораторы не хотят, предлагая владельцу соседнего здания провести трубу по своей территории и за свой счет.
– Два канализационных люка, один у здания ресторана, другой – рядом с «Любинским», соединяются с их колодцем. Арендаторы «Хочу Пури» активно эксплуатируют недействующий колодец на нашей территории. Мы никому не давали согласия на сброс стоков в Иртыш. Если бы они хотели как-то подключиться к городским коммуникациям, то должны были согласовать это, в том числе, и с Минкультом. А они просто наплевали на это. Когда мы с отцом стали собственниками здания, то старой системы канализации уже не существовало. Пользователи ресторана говорят, что какая-то старая труба проходила через наш памятник, и предлагают восстановить ее по чертежам. Как это возможно – через помещение проводить канализационную трубу ресторана? – недоумевает Иван Шиманов.
Собственник ТД «Любинский» предположил, что компания «Идеал-строй», выполнявшая реконструкцию улицы Ленина к 300-летию Омска, могла бы обнаружить какие-то подземные неэксплуатируемые коммуникации. Официальных данных по этому поводу нет.
Любинский уже «поплыл»?
Предприниматели написали обращения в Роспотребнадзор и мэрию Омска. В Минкульте обозревателю РИА «Омск-информ» подтвердили наличие письма от собственников торговых комплексов и добавили, что сейчас проверяют, относятся ли коммуникации, ставшие предметом спора, к компетенции ведомства.
В свою очередь директор ресторана «Хочу Пури» Евангелина Кирьянова отрицает факт подтопления соседних зданий.
– Нет, мы не подтверждает эти данные, – лаконично ответила топ-менеджер заведения после минутной паузы.
Отметим, что во время реконструкции улицы Ленина в 2015 году представители петербургской компании «Идеал-Строй» заявляли о неких неучтенных коммуникациях, обнаруженных под землей. Официально признать их частью городских сетей не удалось, поскольку чертежи, подтверждающие это, не сохранились. Судя по всему, эти трубы просто уничтожили во время подземных работ.
Проблема подтопления исторических зданий возникла как раз после реставрации. В 2016 году отец Ивана Шиманова, владелец ТД «Любинский» Алексей Шиманов подавал иск к компании «Идеал-Строй» на 250 тыс. рублей из-за постоянного подтопления здания.
Обозреватель РИА «Омск-информ» побывал на месте, где располагаются канализационные люки. Чугунные крышки заставляют думать, что коммуникациям уже много лет. Все канализационные колодцы просели от времени, между домом и магазином купчихи Шаниной они оказались затоплены дождевой водой и различными загрязнениями.
Пока идет поиск виновных, становится очевидным, что вопрос надо решать глобально и разбираться с подземными коммуникациями по всей улице. Но для этого наверняка придется вскрывать гранит на Любинском проспекте, переделывать проект стоимостью 2 млрд рублей. В противном случае архитектурная жемчужина Омска, Любинский проспект, может разрушиться под воздействием воды и фекалий.