Вместо реальной помощи бизнесу в Омске придумали логотип-«кроссворд»
Логотип, созданный к 200-летию региона, красноречиво характеризует деятельность Агентства развития и инвестиций Омской области.
Главные инвесторы Омска - это парикмахеры?
В последнее время в Омской области много говорят о поддержке бизнеса и создания условий для появления новых инвесторов. Несколько лет назад под эти цели была создана отдельная организация – АО «Агентство развития и инвестиций». Она находится на Левобережье и занимает площади областного конгресс-холла.
Функции этой структуры указаны на ее официальном сайте: выставочно-ярмарочная и конгрессивная деятельность, развитие инвестиционной деятельности по принципу одного окна и повышение производительности труда. Особенно подробно расписано про взаимодействие с инвестором. Бизнесменам обещают прямую поддержку губернатора, помощь в оформлении разрешительной документации и подбор площадок для вложения средств.
Из бизнес-событий указаны всего два: буквально только что завершившийся международный IT-форум и чемпионат по парикмахерскому искусству, который пройдет в середине марта. Больше никаких выставок здесь не предвидится.
Руководят акционерным обществом гендиректор Евгений Ковтун и его заместитель Максим Ростов. На проектах задействованы 8 специалистов-руководителей. В качестве основной деятельности агентства указано управление финансово-промышленными группами.
По данным системы Rusprofile, уставный капитал Агентства развития и инвестиций составляет порядка 200 млн рублей. Организация стала планово убыточной для бюджета Омской области после того, как площади Экспоцентра были отданы под размещение исторического парка «Россия – моя история». Раньше там проводилось множество выставок и других мероприятий.
Сегодня же агентство фактически выступает в качестве рантье, предоставляя площадки для деловых мероприятий стоимостью от 2100 до 10 200 рублей за час. Переговорная комната обойдется в 500 рублей. Аренда места под кофе-брейк – 2000 – 2600 рублей в час. Использование дополнительного оборудования и пространства оплачивается отдельно. Кроме того, нужно приобретать и услуги персонала. Так, гардеробщик выходит за плату 2000 рублей за рабочий день.
Бюджет организации, призванной помогать бизнесу, не известен. Но в конце 2020 года акционерное общество получило 4 субсидии от Минэкономики Омской области на 19,370 млн рублей.
Само агентство предпочитает не «светиться» в СМИ, как и его руководители. В декабре 2021 года Евгений Ковтун давал интервью газете «Коммерческие вести» (вышло с пометкой «информационная поддержка»), рассказывая о созданном на базе акционерного общества Региональном центре компетенций.
– Эксперты центра выезжают непосредственно на производственные площадки предприятий-участников и совместно с сотрудниками предприятия реализуют проект по созданию образцового производственного потока, применяя инструменты «бережливого производства». Затем предприятия смогут продолжить эту работу самостоятельно. Также РЦК тиражирует положительный опыт и подходы к повышению производительности труда с федерального на местный уровень, организует обмен опытом между предприятиями, проводит подготовку тренеров на производстве, – сказал Ковтун.
Региональный центр компетенций – это лишь часть федерального проекта, куда привлечены всего 4 специалиста агенства. Что касается такой формы работы с бизнесом, как инвестиции «под ключ», то сведений об этом найти не удалось. На сайте агентства сообщается только о его рекламно-выставочной деятельности.
50 оттенков кроссворда
Агентство напомнило о себе на прошлой неделе, презентовав символику к 200-летию Омской области. Усилия дизайнеров обошлись бюджету в 400 тыс. рублей, результаты их работы опубликовали на сайте облправительства.
Основная эмблема представляет собой сочетание «пиксельного» географического контура региона, выполненного в нескольких цветовых гаммах, и логотипа «200 лет Омской области». При этом использованы, главным образом, голубой и зеленый оттенки.
Предполагается, что юбилейная символика станет изображаться на приглашениях, сувенирах, автобусах и даже на самолетах. Логотип вызвал критику у омских дизайнеров и представителей смежных профессий. Так, председатель правления Союза дизайнеров России в Омской области Наталья Ярох сравнила логотип... с кроссвордом.
– Этот логотип по уровню исполнения сильно напоминает студенческую работу. Растрирование изображений, как прием их визуальной трансформации, морально устарело лет двадцать назад. Оно оправдано при подчеркивании стиля ретро либо если речь идет об офсетной печати как о технологии полиграфии, – говорит эксперт. – Расположение по вертикали цифры 200 также не является удачным решением, так как любые вертикальные надписи прочитываются с определенным усилием. Плюс появляются горизонтальные надписи, вызывая ассоциации с кроссвордом. Зачем? Для чего? Не ясно.
Заместитель гендиректора ОАО «ТПИ «Омскгражданпроект» Лариса Маслова считает, что бренду не хватает изображения градообразующих топонимов.
– Трудно прочитать замысел – сильно размытое пятно плохо воспринимается. Для троллейбусов и трамваев такое изображение возможно. А на баннерах, стендах, плакатах хочется узнаваемости и привычного написания буквенно-цифрового логотипа слева направо. Не претендую на истину, но, думаю, следует еще поработать над основным решением. Цветовое пятно – то, что вызывает сомнения. Должны прочитываться и контур, и топонимическая основа области – Иртыш, Омь и железная дорога, – убеждена Лариса Маслова.
Логотип точно не про Омск?
Известный омский социолог, директор ООО «ГЭПИЦентр-II» Вадим Дрягин полагает, что разработчики логотипа не смогли решить главную задачу – не показали, для чего нужно жить в Омске.
– Начнем с того, что логотип никак не привлечет инвесторов. Скорее, путешественников. Рекламные слоганы в условиях развития постмодернизма имеют минимальное значение для подготовки инвестпроектов. Речь идет о том, чтобы изображение по каким-то признакам не отпугивало. В целом дизайнерское решение логотипа не отражает специфики Омской области. До сих пор не найден главный концепт, почему омичи живут в городе, – подчеркивает социолог. – Новый бренд отсылает к полиэтничности области. Но так можно охарактеризовать любой российский регион. Честно говоря, непонятна суть цветового решения. В соответствии с идеологией областничества XIX–XX веков было бы логично использовать белый цвет, изображение флага Сибири. А синие, фиолетовые и оранжевые цвета не несут никакой смысловой нагрузки. Агентство развития и инвестиций создавалось с целью продвижения Омской области на территории России. Будет ли такой логотип привлекать кого-то – большой вопрос.
Омский бизнес не чувствует поддержки
Но вернемся к основной функции организации – поддержка омского бизнеса и привлечение иногородних инвесторов. Несмотря на то что в Омской области формально существует целая система предприятий для работы с предпринимателями, фактически они не приносят результатов. В этом убежден президент Союза организаций работников торговли Борис Сватков.
– У нас вся проблема в том, что предприниматели разного уровня практически не охвачены общественными объединениями для поддержки бизнеса. Как правило, в такие организации вступают единицы. Поэтому бизнесмены не получают ни информации, ни поддержки, ни сопровождения. Я давно говорю об этом. За границей иная ситуация: если решил заняться бизнесом, надо вступить в общественную организацию. Это правило по умолчанию, как есть первое блюдо ложкой. Такая организация и должна сопровождать бизнес, – высказался Сватков. – У нас не хватает просветительской работы, сопровождения бизнеса. А надеяться на современный интерактивный сайт бесполезно: вряд ли кто-то туда зайдет. Многие предприниматели не знают о формах поддержки своего бизнеса. Так, у Виктора Шкуренко есть в подчинении структура, которая анализирует ситуацию на рынке. Но у него бизнес № 1 в торговле, не только в Омске, но и за его пределами. А если какой-то условный Иванов только-только делает первые шаги, как он узнает? Таким надо обязательно активно участвовать в работе общественных организаций. Это был бы серьезный движок в развитии не только бизнеса, но и экономики, а также путь к увеличению количества рабочих мест.
Агентство развития и инвестиций далеко не единственная организация, созданная для поддержки предпринимательства. К примеру, есть еще Центр поддержки предпринимательства, Омский региональный фонд рефинансирования, Омский региональный бизнес-инкубатор. Список можно продолжать.
Инфраструктура поддержки в Омской области выглядит следующим образом. Обратите внимание: агентство в эту схему не входит.
|
На все эти организации тратятся немалые средства из бюджета. Только выхлоп от их деятельности, мягко говоря, неочевидный. Ведь если нужен логотип к 200-летию Омской области, достаточно провести конкурс среди дизайнеров, благо в Омске есть целый институт, где готовят этих специалистов. Зачем для этого содержать целую структуру?
Представителям агентства и других подобных организаций неплохо бы рассказать, кому из омских предпринимателей они помогли, сколько денег выделили и главное – какой результат в плане бюджетных поступлений это дало. Кроме отчислений с зарплат работников «поддерживающих» омский бизнес структур. РИА «Омск-Информ» готово предоставить для этого свою площадку.