Шелесту уготована роль министра по развитию Омска?
Обозреватель РИА «Омск-информ» вместе с экспертами проанализировал первые шаги экс-директора «Водоканала» в должности градоначальника.
«Лайтовое» «закручивание гаек»
С момента вступления в должность мэра Сергея Шелеста, ранее руководившего «ОмскВодоканалом», прошло около трех недель. За это время градоначальник успел обозначить свою позицию по целому ряду вопросов, а также начал перестраивать работу в горадминистрации и делать кадровые назначения.
Главный вопрос сегодня – насколько самостоятельны действия нового мэра. Еще даже не вступив в должность, он обозначил, что будет членом команды губернатора. Чисто внешне так и происходит: первые лица демонстрируют единство и уважение. Но вряд ли Шелест будет выполнять ту же роль, что его предшественница Оксана Фадина. И стиль работы у него другой, и бэкграунд, и обстоятельства прихода на должность.
В административно-политическом плане новый мэр решил начать с основного – предложил новую структуру мэрии. Он усилил (пока объясним это так) своего первого заместителя Евгения Фомина, отдав контроль над округами, поднял статус руководителей департаментов строительства и городской экономической политики (они станут вице-мэрами), а также демонстративно снизил влияние КТОСов, реорганизовав курирующий их департамент общественных отношений и социальной политики в управление без сохранения статуса юридического лица. Последний ход обусловлен грядущими выборами в Омский горсовет: осенью все 40 депутатов будут выбираться по одномандатным округам, соответственно, «вытягивать» кандидатов-списочников через КТОСы больше не нужно.
– Перед избранием на должность я говорил, что буду менять подходы к организации работы мэрии, – прокомментировал изменения в структуре мэрии Сергей Шелест. – Хочу, чтобы городская администрация предоставляла каждому жителю Омска, предприятию, организации по-настоящему качественную муниципальную услугу, с минимумом бюрократических издержек. Параллельно буду повышать ответственность моей команды за достижение поставленных целей. Во главу угла ставлю не процесс, а результат. С учетом этого разработан проект новой структуры мэрии.
Все эксперты, комментируя выбор Сергея Шелеста мэром, говорили, что он крепкий хозяйственник. Однако «закручивание гаек» в горадминистрации пока идет в «лайтовом» формате. В этом плане показательны отставки руководителей департаментов спорта и образования. Константина Мельникова и Ларису Ефимову «уходили» едва ли не с благодарственными письмами и четким обещанием новой работы. И никто толком не объяснил, за что их уволили. Работали вроде хорошо – но пошли первыми на выход.
«Инстаграм»: Шелест на связи
Эффективность коммуникаций нового мэра с омичами также вызывает большие вопросы – все общение идет через пост в «Инстаграме». Ни одного публичного заявления даже через пресс-службу он не сделал, ни одного интервью не дал. По данным РИА «Омск-информ», первое общение Шелеста с журналистами состоится через 100 (!) дней после его инаугурации, что в современных условиях не то что роскошь – скорее, атавизм. Руководитель миллионного города просто обязан давать комментарии, отвечать на вопросы, а не ритуально «выходить в свет».
Да, предыдущий мэр Оксана Фадина за 4 года работы на этом посту не дала ни одной пресс-конференции, журналистам она, мягко говоря, не всегда была рада. Но и в комментариях на объездах и других публичных мероприятиях, в общем-то, не отказывала, что порой приводило к казусам. Зато жизни в этом было гораздо больше, чем в «Инстаграме». Его, кстати, предшественница Шелеста часто вела сама. Очевидно, за нынешнего мэра это делают подчиненные.
В общем, складывается впечатление, что нового главу города намеренно держат подальше от медийной сферы. Он сам, в общем, тоже не против – в бытность работы в «ОмскВодоканале» управленец нечасто появлялся в СМИ.
Нужно брать пример с Путина
– Я пока не увидел отрицательных тенденций от мэра Сергея Шелеста. Надо дать человеку время. Коммунальное хозяйство он знает. С остальными сферами жизни города еще предстоит познакомиться. Надеемся, что до обострения с политическими элитами дело не дойдет. Равно как удастся найти общий язык с горожанами, – подчеркнул он.
Совладелец управляющей компании и эксперт в сфере ЖКХ Александр Лихачев призвал мэра брать пример с первых лиц государства.
– Я внимательно ознакомился с изменениями в структуре администрации и с комментарием мэра. Не вправе давать советы, но мы не в Америке, и нам непривычно, что Сергей Шелест затруднился дать комментарий муниципальной газете «Вечерний Омск», а написал в «Инстаграме». Мне не совсем понятна подача информации. Надо брать хорошие примеры с президента Владимира Путина и премьер-министра Михаила Мишустина, которые по-русски формулируют государственным телеканалам и СМИ свои позиции по важным государственным вопросам, – считает эксперт.
Лихачев позитивно относится к реформированию горадминистрации, считая, что новая структура устранит двоевластие и станет переходом от неформального управления городом к официальному.
– Данные изменения мне кажутся свежими. В отношении «передачи» округов первому вице-мэру Шелест и так будет контролировать ситуацию. Таким образом снимается ситуация двоевластия, как в армии, когда подчиненные не знают, что сказал командир. Кроме того, градоначальник снимает с себя оперативные повседневные мелкие вопросы типа установки ларьков, – рассуждает Лихачев.
Эксперт также призвал оптимизировать департамент городской экономической политики.
– В департаменте экономической политики 20 специалистов. При мэре Валерии Рощупкине это было обоснованным: в городе работали 8 предприятий муниципального транспорта, жилищные и муниципальные организации, также депэкономики выполнял функцию тарифообразования. Какая сейчас может быть экономическая политика, если нет предмета ведения – муниципальных предприятий? – вопрошает эксперт. – Я в очередной раз публично прошу вернуть, как было до Виктора Шрейдера, и убрать жилищно-коммунальные услуги из департамента экономической политики. Надо вернуть эту сферу в департамент городского хозяйства, где специалисты рассчитают тарифы за содержание жилья.
Александр Лихачев одобрил кадровую политику Шелеста в части отставки главы депспорта.
– Что касается кадров, то не надо критиковать за это мэра. Кого он набрал, это его личная забота, градоначальнику потом с ними работать. Пока выгнали Константина Мельникова, это правильное кадровое решение. Это кабинетный работник, не имевший отношения к физкультуре и спорту. Можно поставить главой ведомства, например, президента футбольного клуба «Иртыш» Сергея Новикова. Я бы предложил обсуждать кадры тогда, когда люди немного поработают. Потому что когда бьют по рукам, сложно показывать результат, – добавил эксперт.
Мэрия – это министерство по развитию Омска
Кандидат политических наук, доцент кафедры политологии ОмГУ имени Достоевского Иван Жуков также считает, что, помимо соцсетей, градоначальнику стоит прибегнуть к помощи пиарщиков.
– Начнем с «Инстаграма». Действительно, первые шаги мэра выглядят довольно странно. Объяснить это я могу только банальным пренебрежением и разгильдяйством. Можно было бы, грубо говоря, хотя бы пиарщика «Водоканала» попросить первое время посопровождать мэра, ведь сами знаете, что такое первое впечатление, – отметил он. – Насчет «Инстаграма» как площадки ничего плохого сказать не могу. Там присутствует большинство должностных лиц, это, насколько помню, самая популярная соцсеть среди омичей, так что нормально. С другой стороны, мне кажется, было бы эффективней сочетать «Инстаграм» и ВКонтакте (особенно учитывая рост официального статуса последнего).
Что касается структуры администрации и кадровых решений, то политолог объяснил эту логику окончательным встраиванием мэрии в структуру регионального правительства и перераспределением полномочий внутри администрации.
– Изменение структуры администрации означает ее окончательное переформатирование под облправительство. Мэрия сейчас – фактически министерство по развитию Омска. К тому же необходимо было гармонизировать отношения с первым вице-мэром и централизовать полномочия в сфере строительства (самой важной для любого лоббиста), – полагает Игорь Жуков. – Кадровые решения, полагаю, исходили от мэра и облправительства. Отмечу, что пока они коснулись наименее влиятельных департаментов, в отношении остальных пока просто идет перераспределение полномочий (нет желания сразу вступать в конфликт с местными группами интересов, ведь выборы в горсовет впереди). Шелесту, как и любому мэру, конечно, нужно время. С другой стороны – остались опытные руководители (тот же Фомин), которые отвечают за повседневную работу мэрии, влияющую на жизнь горожан. Так что какого-то провала в работе не будет.
Что в итоге?
Новая структура мэрии и ставка на «Инстаграм» – это явно не то, чего ждали омичи с приходом нового мэра. На наш взгляд, Сергею Шелесту стоило бы обозначить генеральную линию своей предстоящей работы, тогда фигура градоначальника станет восприниматься общественностью как самостоятельная единица, способная изменить Омск к лучшему.
И, конечно, не нужно ждать 100 дней, чтобы пообщаться с прессой и ответить на появившиеся вопросы. Социальные сети – это, конечно, современно и технологично, но коммуникация там омским мэром выстраивается одноканальная. Постами, как говорится, сыт не будешь. А на все вопросы подписчиков ответить не получится при всем желании.
Иначе есть опасения, что глава города станет своеобразным министром по развитию Омска, которому положено только много работать и лишний раз не «светиться».