Алексей ОБУХОВ: «Корпоративный юрист – это и химик, и инженер-технолог, и строитель»
Юридическими службами сегодня обзавелись госструктуры, общественные организации и коммерческие компании. РИА «Омск-информ» выяснило, как сегодня работают юристы.
В России 3 декабря отмечается День юриста. Дата приурочена к принятию в 1864 году новых судебных уставов, которые легли в основу всей судебной реформы Александра II. Даже советские историки оценивали ту реформу как прогрессивную, однако отмечать ее старт в качестве профессионального праздника российских юристов вновь стали только с 2008 года. Таким образом власти еще раз подчеркнули значимость юриспруденции в современной жизни страны. В то же время на бытовом уровне периодически еще можно услышать вопрос «а зачем эти юристы вообще нужны?». Сомнения в необходимости этой профессии подпитываются СМИ и художественными произведениями, педалирующими тему беспринципности отдельных юристов, способных ради больших денег стать «адвокатами дьявола». По мнению заместителя генерального директора по правовым вопросам АО «ГК «Титан» Алексея Обухова нелюбовь к юристам – это во многом миф, который сложился на Западе.
— Думаю, такой стереотип берет свое начало из английских анекдотов. Знаете, есть такой анекдот? В чем разница между ДТП, в котором сбивают собаку, и ДТП, в котором сбивают юриста? Перед собакой есть тормозной путь. Это английский тонкий юмор. В России, на самом деле все наоборот - каждый хочет иметь среди друзей юриста. Большинство людей видят в них защитников, тех кто в сложной жизненной ситуации приходит на помощь. В целом, о юристах есть очень много мифов. Например, многие думают, что каждый юрист должен, даже обязан разбираться во всех отраслях права, может «отмазать» кого-то от тюрьмы, и одновременно дать консультацию бабушке, как ей получить повышенную пенсию. Это вызывает улыбку.
— Чем на самом деле приходится заниматься и какими качествами должен обладать настоящий юрист?
— Безусловно юристом может быть далеко не каждый. Для того, чтобы работать в этой профессии необходимо обладать многими качествами. Есть люди, которые имеют юридическое образование, но по образу мышления не являются юристами. На мой взгляд, юристу нужно иметь аналитический склад ума и очень высокую стрессоустойчивость, потому что практически каждый день служителю фемиды приходится принимать решения от которых зависит прибыль или убытки компании либо даже судьба человека. Понятно, что представитель нашей профессии должен обладать достаточно высоким уровнем IQ, навыком публичных выступлений и коммуникабельностью. Еще я бы добавил среди необходимых качеств – усидчивость. Но это качество, которое приобретается. Этому можно научиться, а вот остальному сложнее.
— Что лично для Вас является самым сложным в работе?
— Наверное, самое тяжелое в работе – переносить проигрыши. Для некоторых не выигранный суд может стать существенным фактором профессионального выгорания. С этим не каждый может справиться. Проблема в том, что если во многих других профессиях ты знаешь, что результат зависит только от тебя и твоей работы, то здесь такого нет. Есть вторая сторона, есть судья, третье мнение по вопросу. За результат несешь ответственность ты, хотя по факту на сто процентов не можешь на него повлиять.
—Вы выработали для себя наиболее эффективный способ подготовки к процессам?
— Когда я готовлюсь к суду, перед процессом всегда вслух проговариваю свою речь, лучше перед зеркалом. И еще один мой рецепт – каждый раз перепроверять выбранную позицию, на всех этапах. Возможно, судебная практика новая появилась, возможно, законодательство поменялось, изменилась тактика поведения оппонента, в конце - концов изначально ты чего-то не учел.
— Требуются ли юристам специфические знания при работе в компании из сектора реальной экономики?
— Я 14 лет работаю в промышленной компании юристом. Для меня это поначалу было непросто, но всегда очень интересно. И прошел, наверное, не один год, прежде чем я начал разбираться в технологии производства, химических процессах. К слову, о том, что нужно, чтобы была хорошая эффективность в профессии. Юрист должен вникать во все, с чем связана его работа или даже текущая задача, разговаривать на одном языке с узким специалистом. Будь то химические процессы, экология, производство техники, стройка или IT сфера. Только в этом случае можно добиться успеха в суде или решении другой задачи. К примеру, если вопрос касается некачественного ремонта железнодорожной цистерны, ты должен приехать на площадку, посмотреть на нее, понять, как устроены колесные пары, из чего состоит сама цистерна, как выглядит запорная арматура и так далее.
— Насколько часто среди юристов встречается профессиональное выгорание и как они с эти борются?
— Лично у меня никогда не было желания уйти их профессии. Дело в том, что юриспруденция, как и медицина, имеет очень широкий спектр вопросов, которыми можно заниматься. От профессионального выгорания спасает смена направления. В свое время меня от этого спасло увлечение английским правом. Когда я впервые принял участие в переговорах с иностранной компанией с участием английских юристов, мой профессиональный мир перевернулся. На протяжении нескольких лет я читал всю литературу, которая появлялась в России по этому поводу, все статьи, смотрел семинары, выписывал иностранные учебники. Мне даже удалось поучаствовать в нескольких международных конференциях в Лондоне и познакомиться с английскими юристами, узнать специфику их работы, правовой системы. Это помогло мне не только избежать профессионального выгорания, но и помогло в дальнейшей работе. Думаю, это работает также и с другими юристами. Если ты «выгорел», то нужно взять новое направление.
— И каким это направление может быть для вас?
— Сегодня лично моя профессиональная мечта – поработать в иностранных юрисдикциях. Получить навыки и практический опыт работы в странах с англо-саксонской правовой системой. Мне уже довелось поучаствовать в нескольких международных конференциях в Лондоне и познакомиться с английскими юристами, узнать специфику их работы, правовой системы. Первое, что меня удивило тогда: юристы в Англии работают еще больше, чем юристы в России, особенно в начале своей карьеры.
Второе: там существует колоссальная конкуренция – даже выпускнику престижного вуза не гарантировано трудоустройство. Третье: в Англии до сих пор используются достаточно архаичные прецеденты. В том числе, к примеру, из 18 века. Несколько раз я ходил слушателем в судебные заседания в Royal Courts of Justice и меня поразила традиционность проведения судебных заседаний. Судья и адвокаты надевают парики и мантии в процессе, а само здание суда напоминает готический замок, на стенах висят портреты выдающихся судей из ушедших веков. Все это, конечно, поражает. Начинаешь еще больше ощущать значимость своей профессии.
В целом у нас – очень разные правовые системы. У них прецедентное право, то есть законы строятся на основе судебных решений. У нас наоборот - судебные решения основываются на законодательных актах.
В заключение разговора Алексей Обухов поздравил всех своих коллег с Днем юриста, пожелал им здоровья, интересной работы и успешных дел.