Не верят в кару: охотники за цветметом атакуют омские кладбища [ФОТО]
В 2021 году омская полиция зарегистрировала 79 заявлений по фактам повреждений и краж имущества с территории городских кладбищ. Было возбуждено 8 уголовных дел, по фактам 58 обращений вынесли постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Еще 12 материалов проверки направлены по последственности в другие ведомства.
Дорогие оградки
Так, вопиющий случай произошел в июле: пропали секции оградки с двух могил на Северо-Восточном кладбище. За могилками ухаживают двое мужчин: одному 78 лет, другому 86. Оградки оказались дорогими: общий ущерб составил 155 тыс. рублей. Как выяснилось, хищение совершил работник Дома памяти, расположенного возле кладбища. В пункте приема он выручил всего 3 тысячи.
– Как правило, фигуранты нигде не работают, ранее судимы за имущественные преступления, злоупотребляют алкогольными напитками. Предметом преступного посягательства чаще всего становятся изделия из цветных и черных металлов, – раскрыли детали преступлений на кладбищах в региональном УМВД.
Как отметили в ведомстве, по сравнению с 2020 годом, роста числа преступлений в данной категории не наблюдается.
|
Однако, по оценке и.о. директора бюджетного учреждения «Комбинат специальных услуг» Ольги Котюргиной, случаи краж на кладбищах участились.
– Этот вопрос стоит остро, особенно в последний год. Увеличилось количество обращений в связи с вандализмом на территории кладбищ – речь о кражах надмогильных сооружений. Я предполагаю, что рост связан с увеличением стоимости металлического лома. Преступники выходят на кладбища, чтобы демонтировать надмогильные сооружения и сдать их в пункты приема. Я считаю, что это очень серьезное нарушение: кладбище – это святое место, – рассказала РИА «Омск-информ» Ольга Котюргина.
Как пояснили в региональном УМВД, в соответствии с ФЗ «О полиции» № 3-ФЗ от 07.02.2011, сотрудники полиции ответственны за охрану общественного порядка. Что касается охраны объектов и организаций, она «находится в компетенции других ведомств или коммерческих структур».
Однако в законодательстве, регулирующем работу кладбищ, не прописаны ответственные за охрану. Фактически за сохранность имущества на могильных участках отвечают сами родственники усопших.
По словам Ольги Котюргиной, раньше на территории Старо-Северного мемориального кладбища дежурила полиция: там покоится множество заслуженных омичей. Это позволило снизить уровень преступности, однако после того, как наряд был снят, количество обращений вновь увеличилось.
– Мы, как бюджетное учреждение, осуществляем обходы на территории кладбищ, но мы делаем это в рабочее время. К примеру, если на могилах проводятся какие-то работы, сотрудники подходят, выясняют детали. А в темное время рабочие кладбища не обходят, – поделилась Ольга Котюргина.
Несмотря на то что на ночь территории кладбищ закрываются, злоумышленники находят способы проникновения: к примеру, используют «лазы» на месте отсутствующих фрагментов заборов.
|
«Нужно уважать память усопших»
Омский художник Никита Поздняков около пяти лет назад работал на одном из городских кладбищ менеджером по продаже надмогильных сооружений. По его словам, проблема краж существовала и тогда: воровали, чтобы продать. Случаев вандализма, когда могилы громили без всякого мотива, на его памяти не было.
– Злоумышленник, ворующий на кладбище, никаких последствий на себя не навлекает, так как не верит в них, – говорит Никита Поздняков.
– Непорядочные люди, которые не ценят память об усопших, они всегда остаются. Конечно, за территориями кладбищ необходимо следить. Надо уважать память о людях, уважать то, что они для нас сделали: благодаря им мы и существуем, – уверен Вадим Лучко.
По мнению Ольги Котюргиной, проблему воровства можно было бы решить путем возобновления полицейских обходов, расположения в непосредственной близости от территорий кладбищ оперативных пунктов. Кроме того, было бы эффективным обязать сотрудников пунктов приема металлов требовать у сдающих оградки подтверждающие документы.
А пока этого нет, остается уповать на мировую конъюнктуру: цены на металл все равно пойдут вниз, соответственно, интерес к кражам на погостах снизится естественным образом.