Лев ДОДИН: «Романы Достоевского абсолютно не годятся для инсценировок»
Худрук Петербургского МДТ-Театр Европы рассказал, как рождался спектакль «Братья Карамазовы», которым завершается «Золотая маска» в Омске.
Заключительным аккордом в театральном фестивале «Золотая маска» в Омске стал спектакль «Братья Карамазовы» (16+). Художественный руководитель Академического Малого драматического театра - Тетра Европы Лев Додин поставил спектакль по своей пьесе, созданной по мотивам произведения Достоевского. Перед показом спектаклей в Омске, известный театральный режиссер и педагог, народный артист России ответил на вопросы журналистов. Он рассказал, как рождался спектакль, о Достоевском и об Омске.
Работа над спектаклем длилась долгих 4 года. Премьера должна была состояться в апреле 2020 года. Но помешали карантинные ограничения, введенные и в стране в целом, и в Санкт-Петербурге, в связи с пандемией коронавируса. Премьера спектакля состоялась 16 ноября 2020 года.
- Предгенеральную, первую со зрителем, репетицию, мы провели еще в феврале. Через 2 недели хотели вернуться к работе, но начался карантин. И до сентября. С другой стороны, это добавило времени на размышления и уточнения, – рассказал Лев Додин.
А предыстория такова. Режиссеру вместе с большой компанией молодых артистов захотелось погрузиться в новую большую работу. Каждому из компании было предложено составить свой список произведений, которыми бы хотелось заняться. Получилось 200 названий. Это и русская, и западная классика, и античность, и что-то современное. Но первым номером в списке многих шли «Братья Карамазовы».
- Это роман, который вмещает в себя весь остальной список. Мы начали погружаться в эту историю. Поначалу даже не думал его перечитывать. Я хорошо знал это произведение, когда-то даже делал учебный спектакль с Аркадием Кацманом. Открыл книгу и первая строка, которую прочитал, была: «Иван, есть Бог или нет?»…
Мы начали с познавательного процесса, не репетиций, а изучения романа. Все участники пробовали разные роли или даже несколько ролей…
… Как бы хорошо ты не знал артиста, какие бы ни были представления о персонаже, о человеке, созданном драматургом, писателем, все равно, в процессе погружения, проб, обязательно должны возникать и к счастью очень часто возникают, неожиданности. При этом какой-то артист, очень хороший, может репетировать Гамлета и в определенной компании артистов он - Гамлет, а в какой-то другой он уже оказывается Лаэртом. Все очень изменчиво. Постепенно компания артистов стала совсем небольшой и хочется понять точнее, кто в этой истории, действительно, Алеша, а кто, действительно, Иван. Тем более, они очень едины. По сути - это один очень большой разветвленный персонаж. Действительно ищешь и иногда находишь совершенно неожиданные повороты.
Евгений Санников репетировал и Ивана, и Митю, а стал Алешей. Это очень важно, что он был и тем, и другим. И в одной компании артистов он был очень хорошим Иваном. А когда компания поменялась, появились более взрослые коллеги, человек «превратился» в Алешу. Это такой путанный и непростой процесс, смысл его объяснить трудно. – Рассказал Лев Додин.
«Братья Карамазовы» - очень объемный роман с большим количеством героев. Лев Додин оставил только семь ключевых персонажей, чтобы рассказать об истории одной семьи. Это отец – Федор Павлович Карамазов (Игорь Иванов), его сыновья Дмитрий (Игорь Черневич), Иван (Станислав Никольский), Алексей (Евгений Санников), Павел Федорович Смердяков (Олег Рязанцев), а также Екатерина Ивановна Верховцева (Елизавета Боярская) и Грушенька (Екатерина Тарасова).
Режиссер рассказал и о том, как происходит изучение материала. Все зависит от автора. Часто актеры отправляются в экспедицию, чтобы погрузиться в быт, понять, что вдохновляло автора, так было с «Братьями и сестрами» Ф.Абрамова. Но не в случае с Достоевским. Здесь возможно «путешествие» лишь в самого себя.
- …. И это бесконечное путешествие. У Достоевского – мысли, прежде всего. Поэтому сам Достоевский говорил, что его романы абсолютно не годятся для инсценировок.Его диалоги – не бытовые диалоги, его места действий – не бытовые места действий. Поэтому важно было найти внутреннюю драматургию, а не внешнюю инсценировочную, – рассуждает Лев Додин. - Все погружение - это и есть попытка понять, что же этот бывший зек… даже не что он хотел сказать, потому что я думаю, он сам не знал, что он хочет сказать. Тот, кто знает, что хочет сказать, никогда не будет большим Художником. Какие вопросы он задавал, что он искал, о чем он думал? Вот что пытаешься постичь.
А вот с тем, что Достоевский сугубо русский писатель, Додин категорически не согласен.
- На самом деле, Достоевский - совершенно общемировой писатель. Не только по классу, а потому что он пишет о человеческой душе. И мы немного зазнаемся, когда говорим, что нас понять нельзя, это чисто русское явление. Это огромный предрассудок, которые нас очень подводит и в понимании истории, и самих себя сегодня.
Конечно же, разговор коснулся и Омска. Ведь именно здесь отбывал каторгу Федор Михайлович. Есть мнение, что именно в Омске Достоевский родился как великий писатель.
- Говорить, что, Слава богу, что человек был в ссылке, не хочется, неловко. Лучше не быть гением и не быть в ссылке, слишком дорогая цена. Тем более, Достоевский пережил и гражданскую казнь, что еще страшнее по-своему. Конечно, до ссылки был один писатель, очень хороший, замечательный. В ссылке, в Мертвом доме, возникает другой писатель. После ссылки ты узнаешь что-то такое про людей, и про себя, о чем кому-то даже страшно рассказывать. А Достоевский оказался бесстрашным, - отмечает режиссер.
Добавим, что Лев Додин приехал в Омск на целую неделю. По всей видимости, Омск все же важен для понимания Достоевского даже для творцов из Санкт-Петербурга.