Зачем в Омской драме решили «стряхнуть пыль» с гончаровского «Обрыва»?
Премьера спектакля «Обрыв» вызвала неоднозначные отклики у зрителей, хотя первые показы сопровождались повторными вызовами актеров на поклон.
В Омской драме — последняя премьера 147-го театрального сезона. Это спектакль «Обрыв» по пьесе Адольфа Шапиро, написанной по одноименному роману Ивана Гончарова в постановке главного режиссера театра Георгия Цхвиравы.
«Обрыв», напомним, стал заключительным романом трилогии, в которую вошли ранее написанные - «Обыкновенная история» и «Обломов». Конечно же, пьеса Адольфа Шапиро — современная, но не осовремененная, что немаловажно, интерпретация произведения. Из 800-страничного романа автор пьесы выбрал, на свой взгляд, основное. Спектакль Омской драмы обозначен как – «сцены из романа». Возможно, найдутся знатоки первоисточника, которые не согласятся с акцентами Шапиро. В то же время, свое решение поставить «Обрыв» на омской сцене Георгий Цхвирава объяснил, в том числе и своей любовью к Гончарову. Что подразумевает бережное отношение к источнику.
Роману «Обрыв» не «везло» на экранизации и инсценировки. В этом смысле Адольфу Шапиро надо сказать спасибо. В 2010 году постановка пьесы «Обрыв» в МХТ им. Чехова стала громким событием, и получила много наград.
Спектакль Омской драмы оставляет неоднозначное впечатление. Диапазон откликов - от восторженных до резко отрицательных. А еще у зрителя появляется много вопросов. Но ведь это прекрасно! Спектакль и должен «цеплять», заставлять думать.
В 21 веке «стряхивать пыль» с романа из далекого 19 века, даже вот так, через пьесу современного автора, полезно. Хотя бы для того, чтобы понять, на каком витке истории Россия находится сегодня. Очень многие проблемы, о которых писал Гончаров, все еще актуальны. А что-то в современном общественном укладе, напротив, перевернуто на 180 градусов, и это тоже повод задуматься, а туда ли двигаемся?
Вере (Ирина Бабаян), представляющей молодое поколение, ничего не интересно, она как бы «спит» и «донжуан» Райский (Егор Уланов) пытается ее «разбудить». Только девушку влечет к Волохову (Артем Кукушкин), несмотря на то, что тот ведет себя эпатажно и отталкивающе. В 19 веке этот персонаж олицетворял собой революционные настроения в обществе. Но зашифрованные писателем символы удивительным образом перекликаются и современностью. Таких перекличек, если прислушаться-присмотреться, очень много.
…Частокол из свежеструганных досок буквально во всю сцену, калитки, окошко. Деревянная телега, лестницы, квадратные тюки из настоящего сена. Зритель ощущает запах древесины, легкая дымка стоит в воздухе. Деревня! Правда, стулья подозрительно напоминают икеевские. И герои говорят с сегодняшними интонациями, причем, делается это явно умышленно.
На фоне сооружения из дерева будет идти весь спектакль, а неплотно прибитые доски выполнят роль кулис. Через дыры персонажи будут появляться и исчезать. Героев много, всем нужно успеть «высказаться».
Спектакль начинается с приезда Райского в родовое имение по просьбе двоюродной Бабушки (Татьяна Филоненко). Пожилая женщина намерена передать управление имением внуку. Вся петербургская жизнь Бориса Райского «за скобками», по разговорам понятно, что дома он не был лет 15. В деревне многое изменилось, бабушка состарилась, троюродные сестры стали взрослыми барышнями. Бывшие увлечения Райского повыходили замуж, стали слишком взрослыми. Тем не менее, вокруг Бориса начинает «искрить», сам он волочится за кузинами, а его одолевают бывшие. В спектакле есть место и эротике. Скорее даже, намекам на нее.
Все же помнят, что обрыв – это место в Малиновке, где ревнивый муж убил неверную жену вместе с любовником, и тут же свел счеты с жизнью. Обрыв пугает и притягивает местных жителей. Ничего не меняется. Женщины неверны мужьям.
Гончаров рассматривал «женский вопрос» довольно глубоко. Где грань между «падением» и свободой? Не без греха оказываются, как минимум пять женских образов.
Зрители становятся свидетелями «падения» Веры. Горничная Марина (Лариса Свиркова) откровенно блудит и регулярно бита мужем. Уленька (Алина Егошина) изменяет своему мужу Козлову (Артем Ильин), который в упор не замечает собственных рогов. Ну и бабушка Татьяна Марковна шокирует в конце своим, в общем-то, ожидаемым признанием.
…Есть еще одна веская причина, по которой стоит посмотреть спектакль «Обрыв». После этого многим непременно захочется достать с полки роман, процесс чтения которого – огромное удовольствие.
Ольга Ложникова.
Фото: Омский академический драматический театр.