В Омске под угрозой исчезновения здание, где Достоевский создал «Записки из Мертвого дома» [ФОТО]
Известный краевед Игорь Коновалов считает, что старинное здание бросили на произвол омский Минкульт и Минобороны РФ. Объект разрушается.
Сегодня, 22 апреля, омское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры провело в центре города необычную акцию. На здании на улице Гусарова, 4, укрепили памятную табличку, посвященную писателю Федору Достоевскому.
Как заявил заместитель председателя заместитель председателя Омского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Игорь Коновалов, именно в этом месте, где размещались летние арестантские палаты, Достоевский писал свою «Сибирскую тетрадь», выдержки из которой вошли в его бессмертное произведение «Записки из Мертвого дома».
Достоевский, как известно, отбывал в Омске каторгу. Считается, что именно здесь раскрылся его писательский талант. По нынешней улице Гусарова, как утверждает Игорь Коновалов, будущий автор классических произведений русской литературы ходил в аптеку. Здания, в которых бывал писатель, ныне находятся на территории госпиталя.
– Федор Михайлович Достоевский лечился в летних арестантских палатах, возведенных в 1823 году на улице Скорбященской, ныне Гусарова. А также поправлял здоровье в зимних палатах, в доме на углу Больничного переулка. За лекарствами ходил в аптеку. Уцелел ряд зданий на территории госпиталя, в котором он бывал, – говорит Игорь Коновалов. – По свидетельствам историков, больные каторжане жили либо в зимних, либо в летних палатах, им врач выписывал рецепт, с которым они и шли в аптеку. Раньше все аптеки были производственные, препараты изготавливались на месте, вплоть до конца XX века. Пока Достоевский жил в госпитале, его на работы не водили. Здесь он мог отдыхать и писать, что самое главное. В прошлом году снесли дом фельдшера Иванова, у которого хранилась «Сибирская тетрадь», которая легла в основу «Записок из Мертвого дома». В острог он носить ее не мог, потому что там обыскивали арестантов и не было возможности писать. Все творчество Достоевского вышло из омской каторги.
К слову, капитальная мемориальная табличка, поблекшая от времени, на комплексе зданий на улице Гусарова, 4, все же имеется – у входа в военный госпиталь. В ней упоминается, что писатель проходил лечение в этих стенах. Есть даже крошечная фотография Достоевского.
Игорь Коновалов намерен восстановить историческую правду и разместил пока бумажные, самостийные указания на пребывание Достоевского. Сейчас здание арестантских палат находится в ужасном состоянии: крыша завалилась, деревянная постройка покосилась от времени и отсутствия ремонта.
Как пояснил заместитель председателя омского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, попытки поставить на учет ветшающее год от года здание пока не увенчались успехом – переписка с Минобороны РФ, на чьей земле находится объект, не привела к значимым результатам. Никаких действий не предпринимает и омский Минкульт – здание не ставят на охрану из-за его крайней аварийности.
– Восстановить их можно в течение нескольких дней. Надо просто попасть на эту территорию, но туда не пускают. Помещение раньше использовали военные под хозяйственные нужды. Мы долго и бесплодно переписывались с Минобороны РФ. Они отвечали, что этот объект им якобы нужен самим. Однако никакого ремонта не было. Минкульт отказался ставить объект на охрану. На консультационном совете пришли к такому решению, нас туда не звали, – подчеркнул Игорь Коновалов.
Общественники хотят сделать на этой территории музей.
– В центральной части военного госпиталя сохранилось помещение, где мы и мечтали сделать экспозицию. Мы думали там воспроизвести обстановку середины XIX века, построить тяжелый стол, поставить чернильницу, перо, оставить какие-то выдержки из «Сибирской тетради». С летних палат и начиналась улица Скорбященская в Омске. Это было первое строение на улице. Все остальное возводили в линию. Это была окраина города в 1823 году. Исторически существовали два корпуса, один из них снесли в начале XX века, а между ними стояла каменная Скорбященская церковь во имя иконы Богоматери Всех Скорбящих Радости. Между палатами была анфилада, арестанты могли ходить друг к другу в гости, – поделился Игорь Коновалов.
Энтузиасты из омского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры прибили три таблички, в планах изготовление соответствующего баннера. Судя по внешнему виду здания, оно рискует обрушиться прямо на тротуар.
В год 200-летия с рождения великого классика Омск может потерять ценный артефакт, связанный с омской каторгой Федора Достоевского. Финал этой истории остается открытым.
Елена Ляхова
Фото автора