«Стариков заводили в сараи и сжигали живьем»
Бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей рассказали об ужасах немецкой оккупации. Многие этого пережить не смогли.
Накануне в России отмечали Международный день освобождения узников фашистских концлагерей. Эта дата была выбрана и утверждена ООН в память о восстании узников Бухенвальда, которое произошло 11 апреля 1945 года.
В Омске проживает около 154 бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в годы Второй мировой войны. В семье двух сестер, переживших ужасы фашистских лагерей, побывал депутат Законодательного собрания Омской области Андрей Кипервар.
Их семья жила в Белоруссии – в небольшой деревне в 120 дворов. Когда пришли гитлеровцы, для всех жителей сразу стало понятно, что цель фашистов – захват территории и уничтожение населения. Немцы прошлись по дворам, изъяли все продукты, которые были у жителей. Стариков заводили в сараи, набивали тесные помещения людьми битком, закрывали на замок, обливали бензином и жгли. Других расстреливали, а тела сбрасывали в овраг. И все эти зверства происходили на глазах детей.
– Тех, кто был работоспособен, начали сортировать для отправки на принудительные работы в Германию, – говорит женщина, которой было на тот момент два года. – Забрали одного из наших братьев. Но фронт его забрали, ему было еще 17. Из лагеря он так и не вернулся… Но успел написать письмо и чудом передал через кого-то из солдат. В письме он сообщил нам, что везут их на товарняке в Германию. Это была единственная и последняя весточка от него.
Как только началась война, в деревне стали формировать партизанские отряды. Партизанам помогали жители – кто одеждой, кто продуктами. Немцы это понимали, но помешать не могли, поэтому решили насильственно вывезти местное население из деревни.
– А я родилась в мае 1941 года. Когда началась война, мне не было даже месяца, – добавляет сестра. – Конечно, мы не помним то, что происходило в 1941 году. Мы знаем это по рассказам наших родителей.
Семью вывезли в город Белосток (Польша). Там уже был сформирован концентрационный лагерь №130 на Варшавском шоссе. Лагерь представлял собой большую площадку, обнесенную колючей проволокой в несколько рядов. Люди спали на голой земле. Только к осени начали сооружать бараки.
– Жили в холоде и голоде. Я настолько была больная, что никто из родных не верил, что выживу. Немцы брали у детей кровь для раненых немецких солдат. Эта участь и меня не миновала. Все дети были обессиленные. Я до пяти лет практически не ходила, – рассказывает женщина. – Отец работал по 20 часов в сутки. В начале войны ему было 52 года. Он выполнял тяжелые строительные работы. Строил склады для оружия, рыл окопы. Питались мы мерзлой картошкой. Нас освободила Красная армия. Наши бойцы сказали нам: «Вы свободны!» Домой мы добирались пешком. Шли два месяца по топям и лесам. В нашей деревне не осталось ни одного дома – сплошные пепелища. Отец вырыл землянку, первое время жили в ней – снова в голоде и холоде.
– Нам повезло: практически семья выжила в концентрационном лагере. Отец, мать и шестеро детей. Безвестно пропал только старший брат, и мы ничего не знаем о его судьбе, – говорит женщина. – А деревню нашу постепенно восстановили. Жизнь продолжалась.
– В годы Великой Отечественной войны наш народ пережил тяжелейшие испытания. Невозможно слушать без слез рассказы людей, на чью долю выпали такие страдания. Это не чья-то злая выдумка, так было на самом деле. И эти воспоминания имеют колоссальное значение для нынешнего и будущего поколений, – считает депутат Андрей Кипервар. – Да, эти события навсегда останутся в нашей истории, но не должны никогда больше повторяться.
Для справки: сегодня в Омском регионе бывшие узники концлагерей получают меры социальной поддержки из федерального и областного бюджетов:
- ежемесячная выплата;
- ежегодная выплата ко Дню Победы;
- компенсация расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг – 50 % от оплаты;
- бесплатный безлимитный проезд по электронной транспортной карте льготника в пределах Омской области;
- мера социальной поддержки на изготовление и ремонт зубных протезов;
- компенсация на приобретение слуховых аппаратов;
- путевки на санаторно-курортное лечение;
- бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно;
- бесплатные лекарства и медицинские изделия.