Юрий ФЕДОТОВ о лишении мандата: «Прямо сказал, что они подлецы»
Сегодня, 3 марта, на пленарном заседании горсовета 30 депутатов проголосовали за лишение мандата их коллеги, председателя комитета по финансово-бюджетным вопросам Юрия Федотова. Его полномочия досрочно прекратятся с 5 марта.
РИА «Омск-информ» первым сообщило о такой перспективе, рассказав об обращении в комиссию по противодействию коррупции ОГС коммуниста Ивана Ивченко, усмотревшего в действиях Федотова конфликт интересов. Комиссия с представителем КПРФ согласилась, и уже сегодня он был лишен мандата.
После заседания горсовета обозреватель проекта спецпроекта «ПолитФинанс» побеседовал с Юрием Федотовым. Депутат откровенно рассказал, что предшествовало конфликту, дал нелицеприятную характеристику своим коллегам, а также поведал, кому выгодно лишение его мандата.
Обращение Ивченко стало неожиданностью
– Юрий Николаевич, как получилось, что коммунист Иван Ивченко обратился к горсовету с просьбой о досрочном сложении вами полномочий?
– Один из депутатов обиделся на меня за то, что про него написали «Коммерческие вести». Речь идет о деталях уголовного дела, возбужденного в отношении Ивана Ивченко. Вы же знаете редактора этого издания Марата Исангазина, он разве похож на того, кого нужно проверять за публикации? Он сам отвечает за редакционную политику, и я иногда с интересом обнаруживаю и читаю статьи в «КВ». А меня пытаются упрекнуть, что я заказал статью. Издание так же, как и все омские СМИ, писало об этом уголовном деле. Но он обиделся не на вас. Вероятно, кто-то вложил ему в голову мысль о заказном характере статьи. У меня нет полной информации о мотивах решения Ивана Ивченко.
– Ничто не предвещало такого развития событий. О каком конфликте интересов идет речь?
– До этого у меня со всеми депутатами были конструктивные и хорошие отношения. С кем-то я не мог вести обсуждения, потому что коллеги подходили ко мне и советовались по каким-то темам. У меня хорошие доходы, и я могу позволить себе работать в горсовете не на оплачиваемой основе, а на общественных началах, на избирательном округе, в «Народном фронте». Ко мне обращались омичи, зная, что я разбираюсь в вопросах капремонта и ЖКХ, жалобы такие были. Мы выезжали с мониторингом и выявляли иной раз безобразное качество работ, и приходится в этом людям помогать. Такие случаи нами зафиксированы на домах и на гостевом маршруте, и по судебным домам, и по фонду капремонта. Это вполне естественный, нормальный процесс. Но никак не конфликт интересов.
– То есть вы не ожидали, что Иван Ивченко выступит с обращением?
– Да. Потому я и позвонил Ивченко (тот уверяет, что Федотов обрывал телефон его жене – РИА «Омск-информ»), потому что эта история казалась мне какой-то неестественной.
– Как вы относитесь к тому, что в Омском горсовете создан прецедент лишения депутатских полномочий по формальному признаку? Как вы оцениваете действия депутатского корпуса?
– Если человек разбирается в какой-то сфере деятельности, это, наоборот, хорошо. У нас в горсовете должны быть представлены люди разных слоев, разных профессий, чтобы они могли компетентно разбираться в вопросах. Если я понимаю в ЖКХ, капремонте и управлении жильем, я по этим вопросам и выступаю. Так или иначе, депутат говорит о том, в чем разбирается, любого можно обвинить в конфликте интересов. Для того чтобы был факт конфликта интересов, нужно сочетание двух факторов: показать возможность получения имущественной выгоды и возможность получить выгоду за счет полномочий этого лица. Это должны быть взаимосвязанные вещи, презумпцию невиновности у нас в стране никто не отменял.
Так вот и на комиссии, и в кулуарах никто не может назвать, в чем заключается мой имущественный интерес, когда я предлагаю привлекать собственников жилья к приемке работ на домах, к капремонту, передавать им документацию. Чтобы люди знали, какой материал используется, какой гарантийный срок, и требовали устранения недостатков.
Для моего беспокойства и того, что я поднял тему капремонта, была причина: Федеральное казначейство выявило нарушения.
Политическое решение Омского горсовета
– Какие чувства вы сейчас испытываете, когда принято решение о лишении вас депутатских полномочий, как оцениваете действия своих коллег?
– Мне очень неприятно, более того, я некоторым в лицо сказал, что они подлецы, предатели, кому лично я могу это сказать. Я сказал, что я на них обижен, но конфликтовать с ними не буду.
Ведь все рассчитано на то, что вся эта афера, инсценировка, давление переросли в микроконфликты. Вся эта затея политтехнологическая. Знаете, как на выборах бывает: кандидата обольют грязью, выборы проходят, человек в суде доказывает обратное. А выборы уже прошли. Так и здесь: можно долго судиться, но полномочия горсовета заканчиваются в сентябре 2022 года. А сколько будет длиться процесс (Федотов подал иск в суд, пытаясь отстоять свой мандат – РИА «Омск-информ»), неизвестно. Того, кто это затеял, не интересуют частности. Важно, что это будет долго длиться.
– Планируете ли дальше продолжать заниматься политикой?
– Я не знаю. Последние несколько дней я был занят тем, что писал пояснения, отвечал на вопросы, в том числе и на разные домыслы. Почему человек должен доказывать, что он не верблюд?
– Какие ваши дальнейшие действия?
– Я подал иск, буду отстаивать свои интересы в суде. Более того, создан плохой прецедент, когда голосуют за материалы, не проверенные с точки зрения достоверности. Здесь по конфликту интересов не запросили информацию у правоохранительных органов. Кто-то что-то написал, и все должны определиться со своими ощущениями: правда это или нет. Я вам скажу, может, неожиданную вещь, но депутатом может быть человек без образования старше 18 лет.
Фамилии интересантов известны
– Вы опытный депутат. Случалось ли такое в истории горсовета, чтобы мандата лишали не по требованию силовых структур, а по частному обращению?
– На моей памяти такого не было. Даже когда я в 2007 году был единственным независимым депутатом, работали 4 коммуниста и 34 члена фракции «Единая Россия», такого не случалось. В предыдущие созывы парламент больше отстаивал интересы избирателей, задавал неприятные вопросы. Более того, я застал те времена, когда депутаты сами писали проекты нормативных документов. Это такая работа на равных с городской администрацией.
На заседании комиссии по противодействию коррупции двое моих коллег, Дмитрий Лицкевич и Сергей Дроздов, голосовали против лишения меня мандата. Они настаивали на проверке специалистами фактов, озвученных Иваном Ивченко, а не просто путем голосования. В этой ситуации мне было тяжело общаться с коллегами, которые перед горсоветом рассказали, как на них давили: не получалось на одном уровне – поднимали другой. Это неприлично, это нехорошо. Мне не хочется подставлять своих коллег, но фамилии интересантов известны.
Единственное, хочу, чтобы депутаты довели начатое мною дело по капремонту домов до конца.
Елена Ляхова