«Путинский дворец» построили на компьютере, и так может каждый

«Путинский дворец» построили на компьютере, и так может каждый

Специалист по визуальным эффектам, фильммейкер Максим Дьячук объясняет, почему сегодня нельзя слепо доверять видео из Интернета.

Поводом для разговора с известным в Омске специалистом по 3D-визуализации послужил набравший 100 млн просмотров в YouTube «фильм-расследование» о дворце в Геленджике, который якобы строится для президента Владимира Путина. Точнее, информация о том, что унитазные ершики за 100 тыс. рублей, шесты для стриптизерш и диковинная аквадискотека оказались нарисованными.

Да, авторы расследования размещали в кадре соответвующий дисклеймер, но, судя по ершикам в руках многочисленных демонстрантов, возмущенных «фактами» вопиющей роскоши в бедной стране, скромного предупреждения о мультяшности видео почти никто не заметил.

Максим, вы смотрели нашумевший фильм о дворце в Геленджике? Насколько качественной показалась вам представленная там картинка?

– Если говорить конкретно про графику, то это обычная архитектурная визуализация. Там нет никакого совмещения реальной и нарисованной картинки, это полностью компьютерная графика. Такое сегодня широко практикуется архитектурными и конструкторскими бюро для того, чтобы показать клиентам несуществующий пока объект. Зачем показывать не всем понятные чертежи, если можно представить видео не просто зданий, а целых микрорайонов и коттеджных поселков? Конечно, анимация бывает разной. Иногда она напоминает мультик, но в последние годы появился софт – трехмерные и игровые движки, позволяющие создавать вполне реалистичное видео. Тема, кстати, не такая уж новая, ей минимум лет 10 уже.

То есть вызывающая «цыганская роскошь» геленджикского дворца смогла поразить только неспециалистов вроде меня. А в Омске кто-нибудь может нарисовать подобный, но лучше, конечно, более вменяемый интерьер? Вот вы, например?

– Компьютерная графика делится на несколько категорий. Это целый мир, в котором куча разнообразных профессий. Что из этого в Омске и развито, так это как раз компьютерная визуализация. Впрочем, это можно сказать о любом российском городе-миллионике. Везде что-то строят, везде клиентам еще до того, как построят, нужно показывать, как это будет в конечном итоге. Что касается кино, мультипликации, спецэффектов, музыкальных клипов – это в Омске не развито, потому что это дорого и нет достаточного спроса. Но лично мне интересна именно эта сфера. Не знаю в нашем городе никого, кто тоже занимался бы компьютерной графикой в игровом кино и созданием анимационных роликов. Есть, правда, разработчики компьютерных игр, как правило, фрилансеры.

А сколько сегодня стоит анимация и компьютерная графика?

– В среднем 3–3,5 тыс. рублей за секунду, но все зависит от сложности. Одно дело нарисовать прыгающий шарик, другое дело создать персонажа, который выглядит как живой человек.

Тех, кто сегодня все еще смотрит телевизор, недавно удивил молодой Леонид Куравлев, снявшийся в рекламном ролике современного Сбербанка. Вы об этом?

– Там задействованы другие технологии из области спецэффектов. Там градации еще шире. В частности, сейчас популярна технология deepfake, но это уже не 3D-визуализация. Если вкратце – анализируются все изображения и мимика какого-либо человека, допустим, Куравлева, и эти данные многократно обрабатывается нейросетью. Созданный цифровой образ затем можно наложить на изображение любого другого человека, подменив им оригинальные мимику и гримасы.

Вы заговорили о рекламном ролике, но изначально технология deepfake стала широко распространяться благодаря порно-индустрии. В общем, это не удивительно, ведь с ее помощью можно создать «мегагорячее» видео со знаменитостями.

Это какие же возможности для шантажа открываются! Существуют ли в условном даркнете рынок с предложением услуг на изготовление подобных роликов?

– Возможно, хотя лично я с таким не сталкивался. У меня был единственный заказ на изготовление видео, в котором человек якобы находился в другом городе. Сразу скажу, ничего криминального в этом не было, это был розыгрыш. Сняли заказчика на зеленом экране, потом фоном подложили видео нужного города, с помощью графики ухудшили картинку с целью имитации съемки на смартфон. Заказчик выложил ролик в своих соцсетях, и никто из его многочисленных подписчиков даже не заподозрил подвоха. Это действительно почти невозможно сделать, слишком реалистична картинка. В ней, например, имитируется даже трекинг – движение руки, в которой якобы лежит смартфон, с которого ведется видеосъемка.

Буквально пару-тройку лет технологии сделали очередной рывок, и сейчас все, и я в том числе, переходят на использование игровых движков. Они настолько выросли в свой мощности, что сегодня способны рендерить практически любую картинку в реальном времени. Анимация выполняется в каком-либо пакете трехмерной графики, затем все это переносится в игровой движок. Более того, сегодня можно в реальном мире снимать мир виртуальный.

Вот тут не понял.

– Созданного компьютерного персонажа, пусть даже самого фантастического вида, можно, допустим, усадить за столик реально существующего кафе. Затем вы можете ходить вокруг него, снимать с разных ракурсов, стримить, и зритель в реальном времени будет видеть, как монстр сидит среди публики и пьет чай. Осваивайте Unreal Engine (игровой движок, разрабатываемый и поддерживаемый компанией Epic Games – РИА «Омск-информ»), дизайнерскую программу Blender 3D, и вперед.

Кстати о монстрах. В Омске о вас заговорили после фильма ужасов «Споры». Новое кино в подобном жанре снимаете?

– Пока доделываю то, что уже снято: фантастическую картину «Безмолвие космоса», молодежный ужастик «Алтайский тупик» и фэнтези «Снежная королева». Сейчас идет работа над спецэффектами и озвучкой этих фильмов.

Где в итоге планируете устроить прокат? Кроме профессиональной гордости и морального удовлетворения, работа все-таки должна приносить создателю доход.

– Попробую договориться с омскими кинотеатрами на премьерные или разовые показы. Но дело это пока невыгодное, если уж говорить о доходах. В 2011 году у меня был опыт проката того же фильма «Споры», но по итогу мы ушли в минус. Дело в том, что по закону мне пришлось получать в Москве прокатное удостоверение, которое стоит определенных денег. Наши кинотеатры забирают от 50 до 70 % прибыли от продажи билетов, а все материалы – плакаты, постеры – должен предоставлять заказчик, в данном случае я. В общем, если бы фильм в кинотеатрах посмотрели 20 тыс. человек, то расходы на прокат, возможно, и удалось бы отбить. Но для этого нужна была реклама, денег на которую у студии, к сожалению, не было.

Какой выход видите из этой ситуации?

– Буду продвигать картины через участие в кинофестивалях. Фестивали хороши тем, что там есть продюсеры, есть инвесторы, которые рассматривают фильмы нераскрученных пока авторов для дальнейшего коммерческого использования. Там просто можно выйти на контакты с заинтересованными людьми.

А вот на YouTube в свободный доступ выложено множество фильмов молодых авторов. Это сделано в надежде на то, что канал со временем станет популярным и видеохостинг начнет авторам контента платить?

– Скорее, для того, чтобы фильмы не просто лежали на полке. Кстати, «Споры» теперь тоже выложен на YouTube, но пока я даже монетизацию не могу на него поставить. Вот если бы его посмотрели 100 млн чловек, как фильм о дворце в Геленджике, тогда можно было бы рассчитывать на серьезные деньги.

Как-то сложно все с независимым кинопроизводством. Зачем вы вообще этим занимаетесь?

– Можно сказать, что дело жизни. Для себя я перспективы вижу, просто нужно перепрыгнуть некий барьер. Вот если хотя бы одним моим фильмом из трех отснятых инвестор заинтересуется – дело пойдет. Пока приходится все делать за свои деньги, зарабатывая на производстве видеорекламы.

Какой из своих актуальных проектов сами для себя могли бы выделить?

– Пожалуй, «Снежную королеву». Это действительно большой проект, только в съемках было задействовано 100 человек. Мы не хотели как-то переиначивать сюжет известной сказки Ганса Христиана Андерсена, но для зрелищности в фильм будут добавлены новые детали. Так, в антураж условного 19-го века будут добавлены элементы стимпанка – паровые машины, дирижабли и все такое прочее. Работы по компьютерной графике там много, но в этом году планирую с ними закончить.

Остается пожелать удачи. Надеюсь, маленькие омичи смогут посмотреть «Снежную королеву» до того, как подрастут и начнут смотреть другие фильмы.

Беседовал Сергей Рудометов

Полная версия сайта »