«Путинский дворец» построили на компьютере, и так может каждый
Поводом для разговора с известным в Омске специалистом по 3D-визуализации послужил набравший 100 млн просмотров в YouTube «фильм-расследование» о дворце в Геленджике, который якобы строится для президента Владимира Путина. Точнее, информация о том, что унитазные ершики за 100 тыс. рублей, шесты для стриптизерш и диковинная аквадискотека оказались нарисованными.
Да, авторы расследования размещали в кадре соответвующий дисклеймер, но, судя по ершикам в руках многочисленных демонстрантов, возмущенных «фактами» вопиющей роскоши в бедной стране, скромного предупреждения о мультяшности видео почти никто не заметил.
– Максим, вы смотрели нашумевший фильм о дворце в Геленджике? Насколько качественной показалась вам представленная там картинка?
– Если говорить конкретно про графику, то это обычная архитектурная визуализация. Там нет никакого совмещения реальной и нарисованной картинки, это полностью компьютерная графика. Такое сегодня широко практикуется архитектурными и конструкторскими бюро для того, чтобы показать клиентам несуществующий пока объект. Зачем показывать не всем понятные чертежи, если можно представить видео не просто зданий, а целых микрорайонов и коттеджных поселков? Конечно, анимация бывает разной. Иногда она напоминает мультик, но в последние годы появился софт – трехмерные и игровые движки, позволяющие создавать вполне реалистичное видео. Тема, кстати, не такая уж новая, ей минимум лет 10 уже.
– То есть вызывающая «цыганская роскошь» геленджикского дворца смогла поразить только неспециалистов вроде меня. А в Омске кто-нибудь может нарисовать подобный, но лучше, конечно, более вменяемый интерьер? Вот вы, например?
– Компьютерная графика делится на несколько категорий. Это целый мир, в котором куча разнообразных профессий. Что из этого в Омске и развито, так это как раз компьютерная визуализация. Впрочем, это можно сказать о любом российском городе-миллионике. Везде что-то строят, везде клиентам еще до того, как построят, нужно показывать, как это будет в конечном итоге. Что касается кино, мультипликации, спецэффектов, музыкальных клипов – это в Омске не развито, потому что это дорого и нет достаточного спроса. Но лично мне интересна именно эта сфера. Не знаю в нашем городе никого, кто тоже занимался бы компьютерной графикой в игровом кино и созданием анимационных роликов. Есть, правда, разработчики компьютерных игр, как правило, фрилансеры.
– А сколько сегодня стоит анимация и компьютерная графика?
– В среднем 3–3,5 тыс. рублей за секунду, но все зависит от сложности. Одно дело нарисовать прыгающий шарик, другое дело создать персонажа, который выглядит как живой человек.
– Тех, кто сегодня все еще смотрит телевизор, недавно удивил молодой Леонид Куравлев, снявшийся в рекламном ролике современного Сбербанка. Вы об этом?
– Там задействованы другие технологии из области спецэффектов. Там градации еще шире. В частности, сейчас популярна технология deepfake, но это уже не 3D-визуализация. Если вкратце – анализируются все изображения и мимика какого-либо человека, допустим, Куравлева, и эти данные многократно обрабатывается нейросетью. Созданный цифровой образ затем можно наложить на изображение любого другого человека, подменив им оригинальные мимику и гримасы.
Вы заговорили о рекламном ролике, но изначально технология deepfake стала широко распространяться благодаря порно-индустрии. В общем, это не удивительно, ведь с ее помощью можно создать «мегагорячее» видео со знаменитостями.
– Это какие же возможности для шантажа открываются! Существуют ли в условном даркнете рынок с предложением услуг на изготовление подобных роликов?
– Возможно, хотя лично я с таким не сталкивался. У меня был единственный заказ на изготовление видео, в котором человек якобы находился в другом городе. Сразу скажу, ничего криминального в этом не было, это был розыгрыш. Сняли заказчика на зеленом экране, потом фоном подложили видео нужного города, с помощью графики ухудшили картинку с целью имитации съемки на смартфон. Заказчик выложил ролик в своих соцсетях, и никто из его многочисленных подписчиков даже не заподозрил подвоха. Это действительно почти невозможно сделать, слишком реалистична картинка. В ней, например, имитируется даже трекинг – движение руки, в которой якобы лежит смартфон, с которого ведется видеосъемка.
Буквально пару-тройку лет технологии сделали очередной рывок, и сейчас все, и я в том числе, переходят на использование игровых движков. Они настолько выросли в свой мощности, что сегодня способны рендерить практически любую картинку в реальном времени. Анимация выполняется в каком-либо пакете трехмерной графики, затем все это переносится в игровой движок. Более того, сегодня можно в реальном мире снимать мир виртуальный.
– Вот тут не понял.
– Созданного компьютерного персонажа, пусть даже самого фантастического вида, можно, допустим, усадить за столик реально существующего кафе. Затем вы можете ходить вокруг него, снимать с разных ракурсов, стримить, и зритель в реальном времени будет видеть, как монстр сидит среди публики и пьет чай. Осваивайте Unreal Engine (игровой движок, разрабатываемый и поддерживаемый компанией Epic Games – РИА «Омск-информ»), дизайнерскую программу Blender 3D, и вперед.
– Кстати о монстрах. В Омске о вас заговорили после фильма ужасов «Споры». Новое кино в подобном жанре снимаете?
– Пока доделываю то, что уже снято: фантастическую картину «Безмолвие космоса», молодежный ужастик «Алтайский тупик» и фэнтези «Снежная королева». Сейчас идет работа над спецэффектами и озвучкой этих фильмов.
– Где в итоге планируете устроить прокат? Кроме профессиональной гордости и морального удовлетворения, работа все-таки должна приносить создателю доход.
– Какой выход видите из этой ситуации?
– Буду продвигать картины через участие в кинофестивалях. Фестивали хороши тем, что там есть продюсеры, есть инвесторы, которые рассматривают фильмы нераскрученных пока авторов для дальнейшего коммерческого использования. Там просто можно выйти на контакты с заинтересованными людьми.
– А вот на YouTube в свободный доступ выложено множество фильмов молодых авторов. Это сделано в надежде на то, что канал со временем станет популярным и видеохостинг начнет авторам контента платить?
– Скорее, для того, чтобы фильмы не просто лежали на полке. Кстати, «Споры» теперь тоже выложен на YouTube, но пока я даже монетизацию не могу на него поставить. Вот если бы его посмотрели 100 млн чловек, как фильм о дворце в Геленджике, тогда можно было бы рассчитывать на серьезные деньги.
– Как-то сложно все с независимым кинопроизводством. Зачем вы вообще этим занимаетесь?
– Можно сказать, что дело жизни. Для себя я перспективы вижу, просто нужно перепрыгнуть некий барьер. Вот если хотя бы одним моим фильмом из трех отснятых инвестор заинтересуется – дело пойдет. Пока приходится все делать за свои деньги, зарабатывая на производстве видеорекламы.
– Какой из своих актуальных проектов сами для себя могли бы выделить?
– Пожалуй, «Снежную королеву». Это действительно большой проект, только в съемках было задействовано 100 человек. Мы не хотели как-то переиначивать сюжет известной сказки Ганса Христиана Андерсена, но для зрелищности в фильм будут добавлены новые детали. Так, в антураж условного 19-го века будут добавлены элементы стимпанка – паровые машины, дирижабли и все такое прочее. Работы по компьютерной графике там много, но в этом году планирую с ними закончить.
– Остается пожелать удачи. Надеюсь, маленькие омичи смогут посмотреть «Снежную королеву» до того, как подрастут и начнут смотреть другие фильмы.
Беседовал Сергей Рудометов