«Депутаты не видят реальных перемен в результате мусорной реформы»
На этой неделе в Заксобрании обсудили предварительные итоги реализации новой системы обращения с твердыми коммунальными отходами в Омской области.
Реформа ТКО продолжается уже около полутора лет, и за это время вопросов, как и отходов на легальных и нелегальных свалках, накапливается все больше. Причем мнение Минприроды и регионального оператора ООО «Магнит» не всегда совпадают с отзывами жителей региона.
– Вопрос сбора и переработки мусора в нашем регионе остается одним из самых проблемных. Мусорная реформа стартовала полтора года назад. А что реально изменилось за это время, кроме того, что вырос тариф на услугу? Депутаты в рамках своих полномочий направили официальный запрос в министерство природных ресурсов и экологии Омской области и получили ответы, которые мы и обсудили на заседании. В своих ответах ведомство фактически подтверждает все недоработки новой системы и приводит различные объяснения, почему все происходит не так, как хотелось бы всем жителям региона. Но нам нужны не объяснения, а реальные дела.
– Какие вопросы депутаты задали Минприроды региона?
– Сегодня остатки мусора, которые образуются после переработки отходов на мусоросортировочных комплексах Кировского и Ленинского мусорных полигонов, вывозятся на Колосовскую мусорную свалку. А это примерно 440 километров туда и обратно. Представляете, сколько топлива сжигают грузовые машины! Все эти расходы внесены в тариф, а значит, их оплачивают жители. Министерство природных ресурсов нам отвечает, что в настоящее время на территории нашего региона существует дефицит мощностей по размещению ТКО. Особенно острая ситуация сложилась на территории города Омска.
В отношении Кировского и Ленинского мусорных полигонов получены отказы в выдаче заключений по использованию данных полигонов в связи с их расположением в границах установленной приаэродромной территории аэродрома «Омск» (Центральный).
Заключения о возможности использования получили только 16 свалок, расположенных на территории 16 муниципальных районов Омской области. С 2021 года потоки ТКО в территориальной схеме направлены на эти объекты, в том числе на свалку Колосовского района.
Дополнительные расходы понесет и омский бизнес. На заседании Законодательного собрания выступали руководители промышленных предприятий, которые рассказывали, что сами организовали на своей территории сортировку отходов, и, по идее, плата за мусор должна снижаться, а получилось в точности наоборот. Прошло много времени, а по сути ничего принципиального не изменилось.
– Насколько тариф вырастет в 2021 году?
– Рост тарифа со второго полугодия 2021 года составит 82,2 %. Министерство природных ресурсов опять приводит объяснения: возникновение дополнительных расходов на транспортирование ТКО, включение расходов на Ленинский мусоросортировочный комплекс и другие.
Но людям нужны не объяснения, а доступная для кошелька стоимость услуги, ликвидация незаконных свалок. Мы все хотим, чтобы и наш город, и сельские районы стали чище.
– В городе и в районах области стало в разы больше площадок для накопления бытовых отходов, и куч мусора в результате стало меньше. Закуплено большое количество новых мусоровозов.
– Да, это так. Но, во-первых, мусор вывозили и раньше, техника была. Во-вторых, те санитарные площадки, которые появились, были построены муниципалитетами, на эти цели областной бюджета выделял большие средства. Какая здесь заслуга регионального оператора ООО «Магнит»? Ну и потом, мы ждали большего эффекта от мусорной реформы. Свалки возле населенных пунктов остаются. И что с ними делать, никто не знает. На рекультивацию нужны миллионы.
Одна из функций депутатов – это контроль. Поэтому мы задаем вопросы: почему жители и предприятия должны платить больше за мусор, когда фактически ничего не меняется? Органы исполнительной власти нам дают свои объяснения. Мы доверяем губернатору, правительству Омской области. Но у нас осталось чувство морального неудовлетворения от ответов министерства природных ресурсов. Депутаты, как и многие жители региона, пока не могут понять, что реально изменилось к лучшему в результате реформы системы обращения с отходами.