«Антенна-7» подорвалась на идеологической мине из 90-х годов
Сегодня, 18 января, прекратила вещание омская телекомпания «Антенна-7». Она была создана в 1995 году и в разные годы была сетевым партнером федеральных телеканалов НТВ, ТНТ и ТВЦ.
С момента создания ТРК позиционировала себя как городская, в связи с чем еще в прошлом году участвовала в конкурсе на 22-ю кнопку, закрепленную в сетке всех кабельных операторов (после перехода России на цифровое ТВ-вещание) за муниципальными каналами. Однако по результатам конкурсного отбора кнопка досталась РИА «Новости деловой среды».
Как сообщил шеф-редактор службы информации «Антенны-7» Евгений Нифанов, о прекращении вещания коллектив узнал в пятницу, 15 января. Впрочем, разговоры о закрытии телекомпании внутри самой организации ходили давно. Из-за пандемии коронавируса упал поток рекламы, а партнерами «Антенны-7» были организации из пострадавших отраслей – торговля, отдых и развлечения.
«Разорванная в клочья экономика» стала главной, но не единственной причиной закрытия омской телекомпании. Так, в частности, считает бывший гендиректор ГТРК «12 канал», а ныне руководитель ТК «Санкт-Петербург», первый зампред комиссии по СМИ Общественной палаты России Александр Малькевич. По его мнению, социально значимые телеканалы в России вообще не могут быть прибыльными. Это касается как федеральных, так и региональных телекомпаний.
– Конечно, если гнать развлекательный контент, что-нибудь в формате острого и жареного, или шоу из серии: «А сейчас в студию войдет сестра брата сына свата, и мы наконец узнаем правду», то под это дело можно привлекать специфических рекламодателей. Бесконечные «телемагазины на диване» даже рассматривать не будем. Возвращаясь же к телеканалам региональным, об их прибыльности говорить не приходится, особенно сейчас. Согласно любым отчетам, любые финансовые поступления в СМИ из-за пандемии коронавируса просели капитально, – отметил Малькевич.
По его словам, проблема усугубляется явно избыточным для многих регионов количеством СМИ:
– Возьмем для примера Омск. Да, это город-миллионник, но нужно ли ему несколько городских телеканалов – большой вопрос. Новостей всегда считанное количество. Узнав о событии на одном телеканале, зритель в массе своей не будет переключаться на другие в поисках уже известной ему информации.
Как грибы СМИ стали разрастаться в 90-е и начале нулевых. Их создавали, в частности, разные ветви власти, зачастую противоборствующие, либо это были финансово-промышленные группы. И тем, и другим требовалось информационное оружие. Политики и олигархи широко использовали собственные СМИ в разборках с конкурентами. Однако к сегодняшнему дню потенциал развития подобных медиапроектов оказался практически исчерпан.
Как журналист, Александр Малькевич посочувствовал редакционным коллективам и конкретным людям, которые на протяжении целого ряда лет добросовестно выполняли свою работу, но все равно оказались на пороге увольнения.
– Они стали, по сути, заложниками как новой экономической ситуации, так и старой идеологической мины, которая была заложена еще при создании их СМИ. Существование таких медиаресурсов напрямую зависит от поддержки инвестора или учредителя. У нас же инвестор зачастую воспринимает СМИ как игрушку, а наигравшись, теряет к ней всякий интерес, – подчеркнул эксперт.
В начале своего существования «Антенна-7» поддерживала мэра Омска Валерия Рощупкина, который конфликтовал с губернатором Леонидом Полежаевым. Дорогим телевизионным оборудованием компанию обеспечил бизнесмен Валерий Кокорин, основной сферой интересов которого является строительство. После полной победы Полежаева на всех информационных и бюрократических фронтах городская ТРК не была закрыта, но из ее эфира политическая составляющая практически исчезла. Исключением можно считать поддержку самого Кокорина, который решил стать – и стал – сначала депутатом Омского горсовета, а затем и Законодательного собрания Омской области.
Много эфирного времени «Антенны-7» отводилось и освещению деятельности лидера общественного движения «Новый город», депутата горсовета Сергея Дроздова, который является близким родственником Валерия Кокорина. О том, чем является для них закрытие «близкого» медиаресурса, порассуждал политтехнолог, директор ООО «ГЭПИЦентр II» Вадим Дрягин.
– На наших глазах происходит умирание традиционных СМИ, как печатных, так и электронных. Они действительно теряют рекламодателей, и многие вынуждены из-за этого закрываться. Еще недавно одними из значимых покупателей эфирного времени и газетных площадей были кандидаты в различные органы власти. Но сегодня для политика наличие собственного телеканала в выборах регионального или муниципального масштаба не играет особой роли. Голосуют избиратели конкретных округов, а телереклама безадресная и, как говорится, бьет площадями. И надо еще убедиться, насколько среди жителей округа телеканал популярен. Специальных исследований потенциальные кандидаты, как правило, не проводят, но уход обычных коммерческих рекламодателей от того или иного СМИ для них уже является симптомом.При этом я бы не стал из-за закрытия «Антенны-7» делать вывод о том, что депутат Законодательного собрания Кокорин или депутат горсовета Дроздов в будущем не захотят вновь быть избранными. Они просто могут делать ставку на другие, более эффективные, на их взгляд, методы продвижения, – сказал Дрягин.
Добавим, что закрытие «Антенны-7» не является для Омска невиданным событием. В разное время в городе прекратили свое существование телекомпании «Астра», «Агава», «ТелеОмск-АКМЭ», СТВ-3. СТВ-3, кстати, была в одном рощупкинском пуле с «Антенной-7», и последней еще повезло долгие годы просуществовать после внезапного отъезда из Омска в 2000 году опального градоначальника.